Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Курс валют
Курс валют
$
92.26
0.33
99.71
0.56
Меню
Поиск по сайту

Григорий ТОМСКИЙ: “Хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы”

06.12.2022 06:41 3
Григорий ТОМСКИЙ: “Хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы”

Успешный бизнесмен в области IT, якутянин Арсен Томский в соцсетях  поздравил своего отца Григория Васильевича Томского с 75-летием и разместил ссылку на электронный вариант его автобиографической книги.

Хочу поздравить своего отца Григория Васильевича Томского с 75-летним юбилеем. Выдающийся и талантливый человек – ученый, профессор, писатель, дипломат, первый доктор наук по математике из народа саха, создатель известной интеллектуальной игры Jipto-Сонор, основатель академии Concorde. Уже 30 лет он живет во Франции, написал исторические романы на французском языке про вождя гуннов Аттиллу, стал членом союза писателей Франции. Несмотря на то, что с 9 лет, как он ушел из нашей семьи, я его редко видел, я отношусь к нему с большой теплотой, гордостью и уважением, как и он ко мне.Желаю отцу многих лет жизни, здоровья, благополучия, дальнейших успехов в творчестве и счастья!” – пишет Арсен Томский.

Предлагаем нашим читателям отрывок из книги профессора Г.В.Томского о его рассуждениях по преподавании математики и геометрии в общеобразовательных школах:

“Геометрию мы учили по классическому учебнику А.П. Киселева, хорошо охарактеризованной в статье Костенко И.П. Почему надо вернуться к Киселеву? //Матем. обр., 2006, вы- пуск 3(38), 12–17. Приведу несколько отрывков их статьи, которые полностью отражают мое отношение к своему школьному учебнику:

«Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%) [3, с. 14], [4, с. 63]. В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся “по Киселеву” [3, с. 14]. Это ли не аргумент за его возвращение детям? …

Хороший учебник не “пишется” в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет “написан” даже в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вместе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом)…

Педагогический талант редок, — гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы). Главное свойство педагогического таланта — способность сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом, — внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.

Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) создавал свои замечательные, уникальные учебники учитель Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам.

Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил очень кратко: “Автор… прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника: точности (!) в формулировке и установлении понятий, простоты (!) в рассуждениях и сжатости (!) в изложении” [5, с. 3].

Глубокая педагогическая значительность этих слов как-то теряется за их простотой. Но эти простые слова стоят тысяч современных диссертаций. Давайте вдумаемся.

Современные авторы, следуя наказу А. Н. Колмогорова, стремятся к более строгому (зачем? — И.К.) с логической стороны построению школьного курса математики” [6, с. 98]. Киселев заботился не о “строгости”, а о точности (!) формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Точность — это соответствие смыслу. Пресловутая формальная “строгость” ведет к отдалению от смысла и, в конце концов, полностью уничтожает его.

Киселев даже не употребляет слова “логика” и говорит не о “логичных доказательствах”, вроде бы неотъемлемо свойственных математике, а о “простых рассуждениях”. В них, в этих “рассуждениях”, разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели — понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Наконец, сжатость. Обратите внимание, — не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович тайный смысл слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость — сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, — отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости — уменьшение объема. Цель сжатости — чистота сути! Этот комплимент в адрес Киселева прозвучал на конференции “Математика и общество” (Дубна) в 2000 г.: “Какая чистота!” …

А. М. Абрамов (один из реформаторов-70, — он, по его признанию [8, с. 13], участвовал в написании “Геометрии” Колмогорова) честно признает, что только после многолетнего изучения и анализа учебников Киселева стал немного понимать скрытые педагогические “тайны” этих книг и “глубочайшую педагогическую культуру” их автора, учебники которого — “национальное достояние” (!) России [8, с. 12-13].»

И не только России, — в школах Израиля все это время без комплексов пользуются учебниками Киселева. Этот факт подтверждает директор Пушкинского Дома академик Н. Скатов: “Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, пока мы (?) бесшабашно (?) предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву.” [9, с. 75].

У нас же все время придумываются препятствия. Главный аргумент: “Киселев устарел”. Но что это значит?

В науке термин “устарел” применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. Что же “устарело” у Киселева? Теорема Пифагора или что-то еще из содержания его учебников? Может быть, в эпоху быстродействующих калькуляторов устарели правила действий с числами, которых не знают многие современные выпускники школ (не умеют складывать дроби)?

Наш лучший современный математик, академик В. И. Арнольд почему-то не считает Киселева “устаревшим”. Очевидно, в его учебниках нет ничего неверного, ненаучного в современном смысле. Но есть та высочайшая педагогическая и методическая культура и добросовестность, которые утрачены нашей педагогикой и до которой нам никогда больше не дотянуться. Никогда!

Термин “устарел” — всего лишь лукавый прием, характерный для модернизаторов всех времен. Прием, воздействующий на подсознание. Ничто подлинно ценное не устаревает, — оно вечно. И его не удастся “сбросить с парохода современности”, как не удалось сбросить “устаревшего” Пушкина РАППовским модернизаторам русской культуры в 20-х годах. Никогда не устареет, не будет забыт и Киселев…

Главным препятствием являются не аргументы, а кланы, контролирующие Федеральный комплект учебников и выгодно размножающие свою учебную продукцию. » (http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36366.php)

Было также много интересных научно-популярных книг по математике и истории математики, например, книги об использовании метода математической индукции или решении нестандартных задач. Я делал также набеги в область высшей математики, исписанные интегралами и другими формулами страницы мне напоминали произведения искусства. Таким образом, уже в школе сложилось отношение к математике как к искусству, как к особому символическому языку, состоящему из ясных и строгих понятий и определений, и эффективному средству развития аналитического мышления.

Математика воспитала во мне любовь к точности, стремление выделять главное от второстепенного. Рад, что в те времена было мало отвлекающих факторов, например, не было интернета, а телевизоры были большой редкостью”.

***

Полную версию книги Г.В.Томского сможете скачать здесь.

***

Aartyk.Ru

Обсуждение • 3

Добавить комментарий
  1. Какие

    талантливые оба . Кроме явно известных , еще и писательский талант . Прямо без отрыва прочитал обеих.

  2. Отец и сын

    показывают насколько одарен наш народ .

  3. Яблоко от яблони

    Отец семью с ребёнком бросил ради Парижа, потом ребёнок Родину бросил ради денег. Зато таланты, да. Хотя что Якутии дали их таланты? Ах, да, вывоз айтишников. Афигенная польза Якутии.

Оставить комментарий