Курс валют
$
96.91
1.15
100.68
2.25
Курс валют
Курс валют
$
96.91
1.15
100.68
2.25
Меню
Поиск по сайту

О двух проектах АО “Железные дороги Якутии”

28.01.2025 (2 недели назад) 15:54 0
О двух проектах АО “Железные дороги Якутии”

После пресс-конференции генерального директора АО “Железные дороги Якутии” Василия Шимохина у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, Шимохин прав, надо упредить других возможных интересантов и самим строить новые ветки железной дороги из Нерюнгри до Мохэ (Китай) и из Нижнего Бестяха до Магадана, с выходом на магаданский морской порт. С другой стороны, почему республика создает все условия промышленным компаниям, которые задарма эксплуатируют наши недра?  

***

С невероятными усилиями железная дорога пришла в п. Нижний Бестях. А что дальше? Тупик. Ни туда и ни сюда. Ленский мост, на котором глава республики пиарится вот уже шестой год подряд, в ближайшие десятилетия не построят. И это очевидный факт.

Во-первых, на “покатушки туда-сюда” немногочисленного населения Якутии, как однажды заметил один из журналистов, федеральный центр не раскошелится. А в казне самой республики денег нет, последняя мышь повесилась лет пять назад. Недалеко до того момента, когда республика перейдет на внешнее управление как несостоятельный, недееспособный субъект – кумалаан.

Менеджеры с правильной опцией, например, В.А.Штыров, считал, что без совмещенной железной дороги проект Ленского моста экономически нецелесообразен. И он прав. 

Ладно, пофантазируем на тему совмещенного авто и ж/д моста через Лену. Построили. Городу Якутску железный мост, как собаке пятая нога. Больше проблем, чем позитива. Тогда железка должна же куда-то дальше идти? В сторону Магадана или в сторону Западной Якутии.

А можно и не строить мост через Лену. Пойти другим путем, как предлагает руководство АО “ЖДЯ”.

***

Якутия – это большая сырьевая база. Мы ничего сами не производим, даже мясом и молоком не можем себя обеспечить. Все завозится извне.

А что самое эффективное в экономике в нашем случае? Грузоперевозка, которая завязана на добыче сырья.

Что предлагает Шимохин? Чтобы правительство Якутии как один из собственников (РС – 48,62%, РЖД – 48,67%, миноритарии – 2,71% – авт.) АО “Железные дороги Якутии” увеличило уставной капитал. Тогда наши железнодорожники за счет инвестиционной программы собственного предприятия готовы реконструировать участок Сковородино-Рейново. Сковородино – город в Амурской области, а Рейново – это упразднённая железнодорожная станция в Сковородинском районе Амурской области России.

Справка: “На момент упразднения входила в состав Джалиндинского сельсовета. В 1984 году включена в состав села Джалинда и исключена из учётных данных. Располагалась на правом берегу реки Большой Невер, у одноимённой железнодорожной станции Забайкальской железной дороги”.

Из этого вытекает проект Джалинда-Мохэ.

Как я поняла, “ЖДЯ” планирует отремонтировать заброшенную ветку ж/д в Амурской области и оттуда прямиком хочет выйти в Китай. А что китайцам вывозить? Естественно, сырье – руду, полезные ископаемые, уголь, сжиженный/сжатый газ и лес.

Второй проект “ЖДЯ” – строительство железной дороги из Нижнего Бестяха, через реку Алдан в Магадан.

Весь проект нацелен на обслуживание промышленных компаний (частных) в вывозе сырья из Якутии и Магаданской области за границу. Увы, такова правда жизни.

Я спрашиваю у наших железнодорожников:

– А не будет ли, что эти ветки в Мохэ (Китай) и Магаданский порт построят за счет бюджета республики, потом все это уйдет в частные, олигархические руки? Как все это будет юридически оформлено?

– В частные руки точно не уйдут. Железнодорожная инфраструктура в Амурской области Сковородино – Рейново в собственности РЖД и будет в длительной аренде у “Железных дорог Якутии” для вывоза промышленной продукции из республики, а новая железная дорога Нижний Бестях – Магадан будет общего пользования и относиться к опорному транспортному каркасу страны, поэтому точно будет построен с участием Российской Федерации.

Да, мы раньше тоже не верили, что Якутский речпорт, Витимский леспромхоз и др. республиканские предприятия, оздоровленные за счет налогоплательщиков Якутии, уйдут в частные руки. Теперь вот ходят слухи, что наше пароходство хотят прихватизировать. 

Если рассуждать в позитивном ключе, то “ЖДЯ” правы. Охотников за сырьем недр республики хватает. Китайцы тоже предлагают построить железнодорожную ветку по этим двум направлениям. Но китайцы они такие китайцы, пользуясь санкциями, они начали диктовать за сколько им покупать у России сырье. Могут купить, а могут и нет, а России, кроме сырья и ядерных боеголовок, нечего экспортировать. Так что за строительство этих веток они могут потребовать взамен и земли, и ресурсы, и все, что взбредет их хитроумным мозгам. Уж лучше тогда самим строить.

***
Насчет пассажирских перевозок. Хотя министр туризма и предпринимательства Якутии Тимур
Ханды отчитывается об “огромных туристических потоках” в республике, все это вранье. Туристов мало. Во-первых, авиабилеты в Якутск дорогие, нормальных гостиниц в Якутии нет, туристическая инфраструктура в районах на первобытном уровне, автодороги так себе, а пассажирских вагонов у “ЖДЯ” не хватает, да и ехать до Якутии далековато, пол-отпуска угробишь. На пассажирах много не заработаешь.  

– Да, действительно, мы зарабатываем больше от грузоперевозок, – отвечает заместитель генерального директора “ЖДЯ” на мои предположения.

-Если пассажирских вагонов не хватает, почему бы не купить у китайцев?

-Нельзя. Во-первых, в России и в Китае разная колея железнодорожных путей. В Китае – 1435 мм, у нас – 1520 мм. Во вторых, у нас различные нормативы и стандарты по производству ж/д техники, ну и, в-третьих, России необходимо поддерживать свою промышленность. В целях безопасности. Требованиям безопасности отвечают только российские вагоны. Или немецкие, которые сейчас, сами понимаете, не доступны. 

А единственное предприятие в России, которое изготавливает пассажирские вагоны, находится в Твери. Так как россияне в связи с санкциями и курсом доллара к рублю стали много ездить по своей стране, вагоны стали в дефиците. Тверской завод не справляется со спросом.

Возможно, белорусы помогут. В Минске есть вагоноремонтный завод, имеет мощности, чтобы выпускать пассажирские вагоны с нуля. Была информация, что в прошлом году глава Якутии Айсен Николаев ездил в Минск. Кто-то надеется, что Николаев там вел переговоры с белорусами насчет выпуска пассажирских вагонов для “ЖДЯ”, в  чем лично я сомневаюсь. Как финансист он понимает, что на пассажирах особо не заработаешь и вопрос о пассажирских вагонах не первостепенен. Важнее, решить проблему вагонов-контейнеров, рефрижераторов, цистерн.

На вопрос: “Что для республики даст реализация проектов “ЖДЯ” Джалинда-Мохэ и Нижний Бестях-Магадан“, заместитель генерального директора отвечает:

– Эффект для республики от реализации проекта заключается в развитии промышленности, а это налоговые поступления в бюджет, новые рабочие места, социальная ответственность промышленных предприятий. В будущем рассматривается импорт товаров народного потребления из Китая. Не исключено, что в будущем будут рассматриваться и пассажирские перевозки в этом направлении, а также развитие туризма. Строительство железной дороги имеет мультипликативный эффект: поскольку к железной дороге будут тяготеть промышленные объекты –будут развиваться близлежащие населенные пункты. Примером может являться поселок Нижний Бестях. Будет налажено пассажирское сообщение – у людей появится возможность безопасного и комфортного перемещения.

***

Якутия – самый богатый и нищий регион в одном лице.

Министр промышленности Якутии Максим Терещенко, когда раздает федеральным СМИ интервью, всегда любит рассказывать о развитии “семимильными шагами” региональной промышленности. О какой промышленности идет речь, когда у республики нет промышленных компаний от слова “совсем”? Все промышленные компании, которые ведут добычу сырья в Якутии, все с частным капиталом и пользуются налоговыми льготами. У республики одна дойная корова – “АЛРОСА”, и та хромая. Если бы все промышленные компании, которые разрабатывают недра Якутии, платили по всем тарифам налогообложения на 100%, то у нас бы в казне мыши не вешались. Короче, нет справедливости в распределении богатств недр республики, об экологической ситуации даже не буду говорить. Все это больная тема всех якутян.

Итого, что мы имеем? Исполнительная власть Якутии в лице министерства промышленности обслуживает интересы частных промышленных компаний, не только соглашаясь на налоговые льготы, но и выбивая другие льготы и преференции для “развития” их производства.  

Во-вторых, республиканская компания “ЖДЯ” хочет построить этим промышленным, добывающим компаниям железную дорогу для вывоза сырья. И заработать на этом.

Плюс в том, что, если “ЖДЯ” реализует эти проекты – “Джалинда-Мохэ“, “Нижний Бестях-Магадан”, заработает бюджет республики и получат развитие территории.

Хочешь не хочешь, но вся экономика Якутии вертится вокруг этих капиталистических компаний. Крошки с их стола тоже надо собирать, до куска пирога нам не дотянутся, времена не те. 

***

Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru

Оставить комментарий