“Потому что мне не всё равно”

У малочисленных народов вопрос сохранения родного языка актуален во все времена. Это вопрос выживания народа, потому что язык – это единственный коммуникативный вид самоидентификации представителя любого народа.
В мае этого года в Госдуме должны внести на обсуждение новый законопроект “О языках народов России”. Депутаты Ил Тумэна, лингвисты под руководством первого вице-спикера ГС РС Александра Жиркова, изучив проект закона, заметили уязвимое положение изучения и обучения на родном языке, кроме русского.
Александр Николаевич – наш флагман по защите родного языка и культуры на законодательном уровне. Благодаря его принципиальности, порой, твердости, очень много делается по популяризации родной культуры и языка, начиная от олонхо и создания института олонхо до изготовления музыкальных инструментов, от составления учебников по родному языку до поддержки мастеров прикладного и театрального искусств.
***
Родной язык – это наша гордость и боль одновременно, все, что связано с ним, вызывает острую реакцию. Недавний скандал в запрещенной сети, который затеяла блогер, вызвал эмоциональную реакцию среди пользователей якнета. “Мне не все равно, поэтому я тоже выскажусь”, – написала на своей странице в соцсетях Ньургуйаана Яковлева, основательница танцевальной группы “Завод”, продюсер, дизайнер:
“Язык – это не тренд. Не творчество. Не сцена и не арт-объект, где вольности могут украшать и обогащать традицию. Это не про «просмотры и охваты».
ЯЗЫК – это система. Основа. Память. Код предков.
Одно неправильное слово, одна придумка вместо смысла – и вот уже дети учат не то, что говорили предки, а то, что придумал кто-то, кто не стал слушать или не захотел услышать старших носителей…
Критика или позиция «Кыым» – это не «чей-то взгляд», а голос опыта, знания, памяти. Когда такое издание высказывается, как минимум, нужно было проявить уважение и выслушать, принять с честью, как шанс поучиться языковой традиции, самому языку.
В постах Уйгулааны я замечаю частые ошибки: искажение смысла слов, неправильные формы, передача понятий мимо сути. И уверена, те, кто знает язык, тоже замечают.
Критика от такого авторитетного издания как “КЫЫМ”, – это не “обсирание” и не нападка на молодую девушку. Это попытка поправить, как говорится, «спасти то, что ещё можно спасти». Когда речь идёт о языке, нельзя делать скидку на возраст обучающего или прикрываться фразой «ну проект же хороший, хватит обижать молодёжь». (Честно, и я так думала, когда увидела одну-две ошибки.)
Но в школе на уроках родного языка за ошибки скидок не делали. Наш учитель якутского языка Уйбаан Уйбаанабыс никогда не говорил: “Ну, за старание 5”. Он говорил: “Садись, два! Учи дальше”. Потому что язык требует точности. Строгой. Настоящей.
Да, Уйгулаана старается. Да, молодежь, возможно, ее слушает. Но именно поэтому и важно быть точной. Когда ты учишь языку, возраст не оправдание. Тут важно не просто желание, а ответственность.
Иногда мы видим, как человек с горящими глазами делится «знаниями», популяризирует родной язык, но… сам в нём ещё не уверен. А искажённые объяснения незаметно становятся «новой нормой» для доверчивой молодёжи, и вдохновение может нанести серьезный вред. Я пишу это не от злости. Решила оставить пост, потому что мне не всё равно, потому что на родном говорю и в жизни, и мыслю на родном якутском языке. Хочу, чтобы он остался настоящим.
P.S.: Для тех, кто о «Кыым» – 100 летнем (!) носителе живого, литературного якутского языка – неуважительно обесценивает со словами: «мало просмотров… чем у блогеров… тиража… вчерашний день…». «Кыым» – это не просто газета, друзья! Это издание, через которое звучали голоса Платона Ойунского, Максима Аммосова, Анемподиста Софронова – основателей якутской письменной культуры и национального самосознания. Критика или позиция “Кыым” – это не чей-то взгляд, а голос опыта, знания, памяти. Когда такое издание высказывается, как минимум, нужно проявить уважение, выслушать и принять с честью, как шанс поучиться языковой традиции, самому языку.
А вы замечали, как легко можно поверить тому, кто говорит красиво, даже если неправильно? Как вы отличаете знание от самоуверенности?“- задалась вопросом в конце поста Ньургуйаана Яковлева.
***
Так что, давайте ответственнее подходить к правилам родного языка и бережнее относиться к своему родному языку. По сути, если не будет у нас языка, то и нас не будет.
***
Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru
Семь раз отмерь, один раз отрежь диэни умнумаҥ. Тылы үөрэтээччилэр доводтара махараа буолааччы. Олортон биир таптаабыккын Ээ, хата бу сөптөөх диэн талан ылан баран ити Барахсан курдук айдааны таһаарары ким баҕарар сатыыр. Эппитин кыайан көмүскээбэт киһи тоҕо атын дьону үөрэппитэ буолар?
Уйгулаана үөрэппэт! Көннөрү кылапачыйа эрэ сатыыр, биллэ-көстө сатаан өйдөөҕүмсүйбүтэ буолан.
Уйгулаананы киһи эдэр оҕо диэбэт. Кыһыл дьупулуому ылыар диэри мэйиитэ хойдубатах дуо, ол?
Манна диэн эттэххэ Хабырыллайап саҥарар быһыыта ураты. Хайыай онтун? Киһи бары биир буолбат ини. Кини хаһан да саһан сыппатах киһи, төһөлөөх тыа сиригэр сырыыларга баарый,ТВ да, араадьыйа да кини этиитинэн-тыыныытынан толору. Оччотугар “үөхтэ, мөхтө” диэн балыйсар, олуйсар сиэрэ суох. Дьабдьыгыраабыт саҥалаах саха киһитин эмиэ истиэх кэриҥнээхпит. Бу үйэтигэр Хабырыллайап Уйбаан, Кыым киһини үөхпүтүн истэ илигим. Оннооҕор буолуох тыл туһугар туругуран туран киирсиилэр 90-с да сылларга баара…
Киһи буойан, туохтан эмэ соһуйан санаатын эттэҕинэ “кырдьыбыттар эдэрдэри кыргаары гыннылар” диир көлүөнэ кэскилэ суох. тугу эмэ, саатар тооромос да соҕону толкуйдаан, саҥата суох тобула сатааччы ол сайдар. Дэҥи истибэккэ, тэттиги уйбакка, ыһыахтанан тиийэн, үҥсүбүтэ, сарылаабыта буолаат, бэйэлээх бэйэтэ арыйбыт тырыбынатын тырыта тыыппыта, айаккабын да, аны көмүскэллээх буолуох эбит дуу? Ыһыытыаҥ иннинэ искэр ынчыктаа, сарылыаҥ иннинэ 7 мүнүүтэ иһийэн ыл. Оччоҕо дьиҥ сахалыы өй-санаа киириэ. Наһаа утурук курдук буолумаҥ.
Кытаатыҥ, эмиэ үөхтэ диэҥ.
Уу сахалыы малтаччы диэн итинник.
Олорор мутуккутун кэрдинимэҥ! Кырдьаҕас киһи кими да мөҕөн-этэн, үөҕэн-ыһааран сиэбитин саха киһитэ билбэт. Наһаалаамаҥ. Тылгытын кыана туттуҥ. Атаҕастаммыта буола оонньоомоҥ. На обиженных воду возят.
сЫрАй -сразу биллэр бүлүү бөлөх буолара буочарыттан
Саамай сөп👏🏻👏🏻👏🏻. Эргэ барыар, оҕо төрүөр диэри оҕо буола сырыттахтарай. Надо смотреть и иметь смелость смотреть правде в глаза.
Ити Кыым киһитэ саҥарар быһыыта, омуннаах соҕустук, ону кыыс өһүргэниэн сөп. Мин эмиэ холус соҕустук саҥарабын, сорохтор сөбүлээбэттэр
Яковлева (сынтаарба), гаврильевы (бүлүү) көмүскэспит ди, ничего неудивительного. Блю бөлөхтөр хаһыаттара ди Кыым.
Причем кто с какого улуса? Эмиэ улуустаьыы, кыра ычалаах киьигин ду?
Мк, сыалай хас да улууһу үөҕэн ааспыт, сааппат сирэй эбиккин!
Сыалай хас да улууһу үөҕэн ааспыт, сааппат сирэй эбиккин!
Саха тыллаах барыта ааҕар хаһыата.Улуустаһан хааллахтарай.Ютубка айдаанын таһааран,кыыһы көмүскэспитэ буолан,киксэрэллэр.Инник талбыттарынан,тыл суолтатын,ким талбыт,өйдөөҕүмсүйэн уларыттаҕына,сотору кэминэн,дьэ сахабыт тыла буккуллар.Уонна саастаах,убаастанар киһиэхэ убаастабыл суох,сарылаабытынан барар диэн тугуй.Пекарскай сахалыы словарыгар,хайдах быһаарыллара буолла,ити тыл.Хайдах этиллэрэ,дьиҥэ интонациятыттан тутуллар.Аһынан,таптаан,эҕээлээн
Биhиэхэ , сахаларга ёстёёх да наадата суох.Кыраттан да сылтаан бэйэ бэйэбитин ёлёрсё сатыыбыт: физически кыаллыбат буоллагына,саатар морально. Оhуоба дьахталлар оннук дьаабыланаллар,бырастыы гынын,оhуоба бюлюю энгэрдэрэ.Таах да чурапчылар эмиэ хаалсыбаттар……Друг друга стоят…..Того диэтэххэ, культуралара намыhах.Эмиэ да бары юрдюк ёёрэхтээх курдуктар.Культура спора,полемики диэни билбэттэр. Сразу истерикаттан,конфронтацияттан сагалыыллар….