Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Курс валют
Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Меню
Поиск по сайту

Народные депутаты приняли участие в круглом столе «Трасса мужества и славы: Аляска-Сибирь»

23.01.2022 11:44 0
Народные депутаты приняли участие в круглом столе «Трасса мужества и славы: Аляска-Сибирь»

21 января 2022 года в рамках программы III зимнего экстремального марафонского пробега «Полюс Холода» в с.Томтор, Оймяконского улуса и 80-летия воздушной трассы «Аляска-Сибирь» в онлайн/оффлайн формате состоялся круглый стол «Трасса мужества и славы: Аляска-Сибирь».


Организаторами выступили международная организация северных регионов «Северный форум» (Владимир Васильев), федеральный партийный проект «Историческая память» в Республике Саха (Якутия) (Елена Голомарева), Администрация МО «Оймяконский улус (район)», министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), отделение ВОО «Русское географическое общество» в Республике Саха (Якутия), дирекция зимнего экстремального марафонского пробега «Полюс Холода».

Главная цель организаторов – привлечение внимания общественности к сохранению исторического наследия легендарной воздушной трассы Фэрбенкс- Якутск – Красноярск (АЛЯСКА – СИБИРЬ), а также создание Международной ассоциации, посвященной памяти трассы.

В круглом столе  также приняли участие  народный депутат Ил Тумэн Сахамин Афанасьев, заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Юрий Захаринский, председатель отделения Русского географического общества в РС (Я) Александр Горохов, глава администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа Роман Коркишко, директор музея авиации РС (Я) Михаил Васильев  и другие. Также содержательными сообщениями поделились учащиеся и педагоги школ из разных регионов-участников Северного форума.

Участие в работе круглого стола представителей зарубежных стран, председателя и главного пилота Ассоциации BRAVO 369 Flight Foundation Джеф Гир и представителя данной Ассоциации Грейг Лэнг из США придали мероприятию международное значение.

Как отметил организатор мероприятия Владимир Васильев, несмотря на годы, прошедшие со времен второй мировой войны и использования трассы по назначению, интерес к теме совершенно не угас, наоборот растет из года в год. Этим объясняется отклик регионов Северного Форума и подтвержденное участие в работе круглого стола представителей множества сфер и структур: власти, музеев, домов культуры, институтов и школ Аляски, Чукотского автономного округа, Магаданского края, Якутии, Красноярского края.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, координатор федерального партийного проекта «Историческая память» в РС (Я) Елена Голомарева выступила в качестве спикера круглого стола.

Народный депутат рассказала о проекте «Историческая память», который реализуется с целью объединения усилий государства, общественных институтов, частных лиц, активизации законотворческой работы по совершенствованию нормативно-правовой базы и сохранения исторического наследия. Сегодня особенно актуально вовлечение в эту работу общественности, проведение работы по патриотическому воспитанию молодежи на базе богатого исторического наследия.

Она отметила, что благодаря республиканскому партийному проекту «Историческая память» и тем людям, которые занимались все эти долгие годы сбором краеведческих материалов, благодаря их кропотливой поисковой исследовательской работе с архивами, в Якутии сохранилось немало документального материала об истории АлСиба. Но белых пятен этого уникального исторического периода все еще очень много и требует более детального изучения и, что самое важное, подключения подрастающего поколения, молодежи в этой работе.

«В нашей памяти никогда не померкнет величайший подвиг советских людей, героев-авиаторов, совершавших перелеты по легендарной трассе АлСиб, связавшей воедино Аляску и Сибирь во имя Великой Победы. Строительство воздушной трассы в те тревожные годы была стратегически важной, сверхсекретной задачей нашего государства. Она в несколько раз сокращала время доставки самолетов и военной техники по сравнению с доставкой через Тихий и Индийский океаны, что было чрезвычайно важно в условиях превосходства немецкой авиации на фронтовом небе в 1942-1943 годы. Мы должны помнить это важное историческое событие и передать потомкам» – подчеркнула парламентарий.

Далее Елена Голомарева рассказала о том, что они вместе с главой Оймяконского района Иннокентием Сивцевым и депутатом Госсобрания (Ил Тумэн) республики Сахамином Афанасьевым посетили здание аэропорта «Оймякон», который был построен 80 лет назад. История его создания и эксплуатации полна трагизма и героизма. На территории аэропорта сохранились объекты военного аэродрома, имеющие большую историческую ценность. А в краеведческих музеях Оймяконского улуса бережно сохранены артефакты – останки самолетов.

Она отметила, что краеведами района проделана огромная работа по сохранению исторического наследия самой трудной – героической части воздушной трассы, именуемой «студеным перегоном».  В Якутии, в том числе в Оймяконском районе, никогда не забывали о перегонщиках легендарной авиатрассы. Поэтому сегодня особенно важно исследовать, писать и говорить об их подвиге.

Народный депутат предложила выйти с предложением в aдpec Министерства обороны РФ о строительстве на территории аэропорта «Оймякон» открытого музейно-исторического комплекса для увековечения легендарной воздушной трассы «Аляска-Сибирь».

 В своем выступлении глава Администрации городского округа Эгвекинот (Чукотка) Роман Коркишко подчеркнул, что сегодняшнее мероприятие является доказательством бережного отношения к нашей общей памяти как с российской стороны, так и наших американских партнеров.

Заместитель Председателя комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края Юрий Захаринский сообщил, что 20 мая 2021 года городу Красноярску присвоено почетное звание «Город Трудовой доблести». Более трети населения Красноярска – 55 тысяч человек было мобилизовано на службу в годы войны. «Изучив материалы, рассказывающие об истории воздушной трассы «Аляска – Сибирь», мы понимаем, какой подвиг совершили люди. Летчики, которые, рискуя жизнью, преодолевали путь над тайгой в несколько тысяч километров, и те, кто строили эту трассу. Это не должно быть забыто» – подчеркнул он.

Председатель отделения Русского географического общества в РС (Я) Алекандр Горохов рассказал, что русское географическое общество при поддержке Министерства обороны России летом 2021 года начало грандиозный проект по комплексному изучению современного состояния аэродромов на воздушной трассе Аляска — Сибирь (АлСиб).    Специалисты изучили состояние 15 аэродромов в Чукотском автономном округе, Магаданской области и в Республике Саха (Якутия). В Якутии были обследованы аэропорты Зырянка, Оймякон (Томтор), Хандыга, Якутск, Олекминск, Витим.

Как он отметил, несмотря на экстремальные природные и климатические условия, посадочные полосы использовались долгие годы после войны, а некоторые пригодны для эксплуатации и по сей день. При этом, такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые.

Александр Горохов подчеркнул, что работа экспедиции вызвала мощный резонанс и послужила импульсом для активизации работы по изучению трассы, не только основных, но и запасных аэродромов. Экспедиция обратила внимание местных властей к истории трассы, появились предложения создать туристические маршруты по трассе, продолжить поисковую работу, привести в порядок музеи по трассе АЛСИб, увековечить имена простых тружеников трассы и т.д. Немаловажная часть экспедиции – увековечение памяти лётчиков, погибших при перегонах самолётов.

«3 сентября 2021 года участники экспедиции приняли участие в торжественном мероприятии в селе Тарат, вблизи которого находился один из ледовых аэродромов воздушной трассы, где и по сей день свято чтят память тружеников этого запасного аэродрома, большинство из которых были женщины, в лютые морозы поддерживавшие в состоянии постоянной готовности ледовый аэродром, отогревавшие дровами замерзшие трактора. В Якутии сегодня еще живы свидетели этой эпопеи – 2 женщины, которые работали на запасном аэродроме и на тракторе расчищали полосу. Одной из них – Киренской Матрене Егоровне, матери 10 детей, которой исполнилось 98 лет, в селе Тарат была вручена благодарность РГО. Сегодня ей почти 100 лет и крайне важно воздать ей должное при жизни и тем самым еще раз сказать спасибо ее поколению, поколению победителей!» – сказал Александр Горохов.

Директор музея авиации РС (Я) Михаил Васильев рассказал о строительстве будущих аэропортов перегоночной трассы в условиях полного отсутствия радиосвязи и метеообеспечения. Для этого был подобран опытный летный и технический состав Якутской авиагруппы. Среди них были пилот 14 транспортного авиаотряда Клубикин Петр Иванович, пилот 234 ОСП Кузьмин Валерий Ильич, радиотехник Иеске О. Н. и другие.

После завершения изысканий началось ускоренное строительство аэропортов перегоночной трассы.  Строительство аэродромов проводилось круглосуточно, даже в -50-60-градусные морозы, в жару и в дождь. Для строительства аэродромов мобилизовывались до 300 и более гражданских лиц – жителей городов, районов, спецконтингент лагерей ГУЛага – и основная часть имеющейся автотранспортной техники. А где не было машин – в большом количестве мобилизовывался гужевой транспорт с телегами.

Директор музея авиации отметил, что всего по трассе было построено и реконструировано 26 аэродромов, в т.ч. в Якутии – Омолон, Оймякон, Зырянка, Хандыга, Учур, Олекминск, Витим, Маган. Запасным стал аэропорт Алдан, в Амурской области – аэропорт Магдагачи, в Иркутской области – Киренск, Нижнеилимск, Бодайбо. За годы перегонки были построены 274 деревянных здания и сооружения, из них около половины – в Якутии.

Город Якутск, являясь самым крупным административным центром на северо-востоке страны, стал центром перегонки. Перегоночной трассой руководил генерал-майор авиации Илья Сергеевич Семёнов, а с 1944 года – генерал-лейтенант, Герой Советского Союза – Марк Иванович Шевелёв.

В результате такого воистину героического труда строителей аэродромов к октябрю 1942 года 10 основных и запасных аэродромов трассы были готовы к эксплуатации, и началась перегонка американских самолетов. Воздушная трасса протяженностью более 4800 километров была построена в рекордные сроки – всего за полгода! В мирное время для этого потребовалось бы более 10 лет.

Он также обратил внимание на то, что сегодня американская пропаганда утверждает, что помощь США и Англии нам сыграла главную роль в победе над Германией. Это далеко не так. Оборонная промышленность СССР в 1943-1945 годы выпускала в год до 40 тысяч самолетов и до 30 тысяч танков. За годы войны наша страна выпустила 136,8 тысяч самолетов. Количество же самолетов, полученных по ленд-лизу от союзников, составляло около 12% от произведенных в СССР и около 20% от принявших участие в войне со стороны СССР.

За все поставленное от США и Англии по ленд-лизу СССР расплачивалось золотом, общая стоимость которого эквивалентна 13,2 миллиарда долларов, т. е. они от этой войны стали экономически сильнее, богаче.

Работа летного состава была опасной и героической – на трассе произошло 44 катастрофы, на которых погибли 113 человек. Основной причиной катастроф стали неадаптированность американских самолетов к нашим суровым условиям и недостаточная подготовленность летного состава к летно-технической эксплуатации этих самолетов.

«К катастрофам приводили также неустойчивые погодные условия горных районов Якутии и огромная удаленность населенных пунктов друг от друга. Чрезмерно малая заселенность огромной территории Якутии не оставляла надежд на выживание оставшихся в живых при происшествии членов экипажа. В редких случаях местному населению удавалось спасти пилотов, попавших в беду. Такие случаи были в Сасыре Момского района и в Горном районе.  Благодаря инициативе молодых поисковиков во главе с руководителем ДОСААФ полковником Черных Сергеем Георгиевичем устанавливались места гибели экипажей, скромные памятники. В 1986 году, через 43 года после катастрофы в районе Жатая, в реке Лена были обнаружены бомбардировщик Б-25 и останки членов экипажа – Бороненко, Шаповалова, Ференса, Наумова, Куделина, которые были похоронены на площади им. Ю. А. Гагарина, где позднее была установлена мемориальная стела «Легендарным участникам перегоночной трассы Аляска-Сибирь» – сообщил Михаил Васильев.

Роль Якутской АССР как центра перегоночной трассы в строительстве и реконструкции аэропортов трассы, в ее стабильном функционировании и в своевременной доставке самолетов на фронт была огромной.

Награждение Председателя Правительства ЯАССР Ильи Егоровича Винокурова орденом Отечественной войны свидетельствует о высокой оценке ГКО роли республики в перегонке американских боевых самолетов на фронт.

В марте 1946 года перегоночная трасса была ликвидирована, первая Краснознаменная перегоночная дивизия расформирована, а ее полки переданы военно-воздушным силам. Основная часть личного состава 8-го транспортного полка осталась работать в авиации Якутии. 7 его экипажей – в том числе командиры самолетов Валерий Ильич Кузьмин, Юрий Петрович Яковлев, Федор Матвеевич Козин – были откомандированы на Дальний Восток для доставки вооружения и ГСМ для наступающий частей Красной армии в войне с Японией. Они были награждены орденами Красной Звезды.

В годы перегонки город Якутск оказался одним из пунктов перевозки дипломатических миссий СССР и США. С остановкой в Якутске летали в США министр иностранных дел СССР В. М. Молотов и посол США в СССР Уотс.

В 1945 году, перед самым окончанием войны, будущему якутскому летчику – командиру Си-47 Козину Ф.М. было доверено доставить делегацию СССР в Сан-Франциско на учредительную конференцию Организации Объединенных Наций. Другой будущий наш известный летный командир Браташ В.Л. доставил на эту конференцию делегацию Украинской ССР, а позднее доставил в Нью-Йорк профсоюзную делегацию СССР.

Благодаря этим событиям Якутия в какой-то степени оказалась причастной такому событию мирового масштаба как образование ООН.

Председатель Совнаркома СССР И. В. Сталин в своем послании президенту США Ф. Д. Рузвельту от 11 июля 1945 года дал оценку поставкам по ленд-лизу как сыгравшим важную роль и в значительной степени содействовавшим успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии.

Перегоночная трасса Аляска-Сибирь имела важное значение в послевоенном стремительном развитии авиации Якутии и через нее в социально-экономическом развитии ЯССР.

По итогам круглого стола «Трасса мужества и славы: Аляска-Сибирь» посвященного 80-летию воздушной трассы Фэрбенск – Якутск – Красноярск принята резолюция. Круглый стол поможет найти точки соприкосновения самых разных людей из разных регионов, которых объединила одно тема – трасса мужества и славы Аляска-Сибирь.

Справка:

Деятельность особой воздушной трассы Аляска – Сибирь – фронт в 1942–1945 годах (по материалам РГАЭ, РГАСПИ и Государственного архива Красноярского края):

Осенью 1941 г. на московской конференции стран антигитлеровской коалиции было заключено соглашение, согласно которому США и Великобритания обязались поставлять Советскому Союзу военную технику, в том числе, начиная с 1 октября 1941 г., ежемесячно по 400 самолётов. Одновременно между союзниками был заключён первый протокол о военных поставках до 30 июня 1942 г. Тем самым фактически состоялось включение СССР в сферу действия закона о ленд-лизе, принятого конгрессом США 11 марта 1941 г. Формально же условия ленд-лиза в отношении военных поставок в СССР, начиная с 1 октября 1941 г., были закреплены несколько позже «Соглашением между правительствами СССР и США о принципах, применяемых к взаимопомощи в ведении войны против агрессии», подписанным в Вашингтоне 11 июня 1942 г.  

Доставка боевой авиатехники в СССР могла осуществляться тремя путями. Первый – отправка грузов морем от портов западного побережья Америки через Тихий и Индийский океаны и Персидский залив (порт Басра). Этот маршрут был, с одной стороны, самым долгим (суда шли около 3 месяцев), но, с другой – самым безопасным. Ещё одна проблема при его эксплуатации заключалась в том, что путь проходил над необитаемой пустыней и песок быстро повреждал двигатели лётной техники. Но, несмотря на трудности, по данному маршруту от союзников поступило около 30% всех самолётов. Второй путь – от восточного побережья Америки до Мурманска или Архангельска был короче, но гораздо опаснее, поскольку существовала реальная угроза потопления судов силами противника. После гибели полярного конвоя PQ-17 в июле 1942 г. Великобритания надолго прекратила отправку грузов в Советский Союз этим путём. Поэтому особое внимание было уделено третьему возможному маршруту доставки – авиатрассе через Чукотку и Сибирь.

Строительство шло ускоренными темпами. Согласно первоначальному плану возможность приёмки авиатехники должна была быть достигнута к 30 декабря 1941 г. Впоследствии сроки скорректировали, и основные работы на аэродромах Киренск, Алдан, Якутск, Сеймчан, Берелёх и Анадырь были закончены к февралю 1942 г.  

Созданный воздушный мост в период войны считался объектом повышенной секретности. Трасса привлекала внимание командования немецких армий, пытавшихся узнать схему доставки американских самолётов на восточный фронт. Для получения информации многие германские подлодки пытались пройти Северным морским путем в район Берингова пролива.

Первую группу, отправленную на Сталинградский фронт, составляли бомбардировщики А-20 «Бостон». Кроме них также поступали истребители Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Кэртис Р-40 «уоркхаук», бомбардировщики «Норд Американ» Б-25 «митчелл», «дуглас» А-20, транспортные самолёты С-47 и др.  

Благодаря оперативным действиям разведчиков Северного управления под руководством Н.А. Шило было спасено много пилотов и самолётов, перегонявшихся из Анкориджа (Аляска).

По различным причинам над Североамериканским континентом разбились 133 самолёта. На трассе АЛСИБ было потеряно 73 самолёта, погибло 115 советских лётчиков . По воспоминаниям Н.А.Шило: «аварий самолётов было много, и во многих случаях специально созданные отряды, по поиску потерпевших бедствие в пути самолётов и оказанию им помощи, находили разбившиеся самолёты и погибших пилотов, но было много случаев и вынужденных посадок самолётов в тайге, и оперативные действия разведчиков спасали лётчиков».

С конца 1942 года и до Победы над Германией по трассе Аляска-Сибирь были доставлены 8090 истребителей, бомбардировщиков, транспортных и учебно-тренировочных самолетов, что составляло около 44% от общего количества самолетов, полученных от США и Англии.

После победы над Германией самолеты стали доставляться на Дальний Восток для войны с Японией.

***

Пресс-служба Ил Тумэна

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»