Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Курс валют
Курс валют
$
92.13
0.37
98.71
0.2
Меню
Поиск по сайту

Александр Жирков: От судьбы малокомплектных школ зависит судьба многих якутских сел

29.06.2022 15:26 5
Александр Жирков: От судьбы малокомплектных школ зависит судьба многих якутских сел

По инициативе первого вице-спикера парламента Якутии Александра Жиркова народные депутаты республики в ходе тридцать восьмого (очередного) пленарного заседания Ил Тумэн отклонили внесенный Правительством проект закона Республики Саха (Якутия) и постоянным комитетом по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций (Габышева Ф.В.), ущемляющий, на их взгляд, интересы малокомплектных школ и детских садов в сельской местности.

Александр Жирков жестко раскритиковал позицию Правительства и министерства образования республики по отношению к малокомплектным школам и призвал народных депутатов отклонить данный законопроект, а также предложил внести осенью вариант самого Парламента республики по этому вопросу. Учитывая повышенный интерес жителей многих сел в сельских населенных пунктах и общественности республики к этой теме, мы публикуем ниже сокращенный текст выступления А.Н. Жиркова на тридцать восьмом (очередном) пленарном заседании от 14 июня с.г.

Жирков А.Н. «Уважаемые коллеги, придумывать новую концепцию малокомплектных школ у нас вряд ли получится. У нас имеется закон, и в том числе федеральный закон, где отражена малокомплектная школа и определен ее статус.

Малокомплектные школы, даже на уровне Российской Федерации, это детище Республики Саха (Якутия), Парламента нашей республики, если быть предельно точным. Помните закон о монетизации льгот, когда только наша республика настаивала оставить прежние положения федеральных законов для того, чтобы заманивая вот этими «монетами»  не увели социальную защиту населения, в том числе и наших образовательных учреждений. Вот тогда и возникла терминология «малокомплектные школы» и она по инициативе нашей республики была включена в федеральный закон и тема эта начала обрастать нормативными, правовыми актами.

По этой теме мы являемся одними из законодателей. Тем более прискорбно, что мы сами же начинаем идти на попятную в этом вопросе. Я на прошлом пленарном заседании делал замечание министру образования, что министр избегает пленарных заседаний. Сегодня ее тоже нет. А вопрос этот касается почти более одной трети образовательных учреждений нашей республики, притом расположенных в самых отдаленных, то есть самых трудных участках нашей республики. И этим законом предлагается дать судьбу малокомплектных школ на откуп министерству образования, которому Правительство может одним звонком указать, как поступить с этими малокомплектными школами.

Коллеги, я предлагаю отклонить данный законопроект, вернуть его Правительству. Раньше мы держались того, что Правительство должно само разработать критерии и само утверждать перечень малокомплектных школ. Именно на заседании Правительства решать судьбу каждой школы и по каждой школе голосовать, принимать решение. А мы сейчас все отдаем на откуп министерству образования, которое вообще сейчас пытается отмахнуться от всего, что не прописано в федеральном законе «Об образовании». Это не государственный подход.

Предлагаю законопроект отклонить. И более того, коллеги, нам надо продумать. Наступают опять нелегкие времена для сельских образовательных учреждений. Вы помните, только что, совсем недавно мы прошли с грехом пополам, 50 на 50 эпопею попытки слияния малокомплектных детских садов и школ. В итоге получили какое-то непонятное образование в виде единого учреждения.  А вся видите ли, вина их в том, что там детей мало. Коллеги,  малочисленность наших населенных пунктов, малонаселенность и их разбросанность на громадной территории, это не вина нашей республики, это не вина этих поселений, а это особенность, которая сложилась исторически и которая должна учитываться в том числе и в федеральном законодательстве. А мы идем на попятную.

Предлагаю комитету Феодосии Васильевны Габышевой, всем коллегам,  давайте мы возьмем этот вопрос на себя. Разработку критериев отнесения образовательных учреждений республики к статусу малокомплектной, эти критерии должно разработать Государственное Собрание. И по этим критериям мы дадим право не министерству, а Правительству утверждать перечень образовательных учреждений и время от времени будем контролировать, насколько в соответствии с установленными нашими критериями, то есть нашими требованиями, работает Правительство Республики Саха (Якутия) при определении перечня малокмплектных школ. А задача министерства образования она заключается в том, чтобы обеспечить нормальный учебный процесс в этих образовательных учреждениях.

В противном случает мы будем тут сколько угодно говорить о малокомплектных школах, о проблемах наших маломощных сел и т.д., это будет без толку. Мы должны исходить из того, что в законе у нас определен статус малокомплектных образовательных учреждений как один из факторов устойчивости социально-экономического развития села. Это базовый вопрос, мы не должны давать его на откуп каким-то подзаконным правовым актам и таким образом уходить от этого вопроса. Малокомплектные школы – это наш крест и мы должны его нести до конца».

Позицию своего коллеги по отношению к малокомплектным школам поддержал Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексей Ильич Еремеев. «Школа – это центр развития села.  Вокруг школы формируются рабочие места для бюджетников, происходит образовательный процесс, по большому счету – происходит вся жизнь наслега. И Республика Саха (Якутия) на протяжении последних 30 лет  делала все возможное, чтобы эти школы сохранить, развить и более того, построить новые школы и таким образом дать импульс для развития этих населенных пунктов, которые сегодня защищаются законом Республики Саха (Якутия), поэтому предлагаю нашему постоянному комитету еще раз пересмотреть данный вопрос. Последовательность политики всегда отличала Республику Саха (Якутия) в вопросах образования. Это наша база, база для развития молодежи и в целом для развития наших сельских населенных пунктов», – подчеркнул Председатель Парламента Якутии.

По итогам голосования народные депутаты 45 голосами «против», 2 – «за» и 10 – «воздержались», отклонили законопроект, внесенный Правительством республики.

Судя по накалу, тема малокомплектных школ станет предметом обсуждения и на осенней сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

***

С. Васильев, Ил Тумэн

Обсуждение • 5

Добавить комментарий
  1. Дьаакып

    Сперва надо принять закон по увеличению рождаемости в сельской местности, со льготами, привилегиями, компенсациями. И поддержать только полные семьи, где есть отец и мать, которые имеют своё хойяство. Вот тогда скоро отпадёт проблема малокомплектных школ

  2. Мда

    Браво, Александр Николаевич! И Алексею Ильичю! Это принципиальный, действительно государственный подход. А министр образования, которому собирались вручить судьбу такой проблемы на селе, даже не пришла на заседание парламента? Удивительное и наглое поведение не только министра, но и правительства в целом. Знали как настроен Ил тумэн, но таким образом, из каких-то мелких соображений о ведомственной гордости решили не присутствовать на провальном для их инициативы заседании? Это просто не уважение и безответственность к своему государственному долгу и работе.

  3. Кугдаров

    Всюду отсутствующая министр образования, вообще-то знает, что такое село? На следующей сессии надо рассмотреть вопрос о соответствии министра занимаемой должности, хоть будь ты любовницей Дархана.

  4. Свои

    Жирков молодец!!! От судьбы социальной сферы на селе зависит быть селу или не быть. Больница, школа, клубы три кита на которых стоит жизнь села.

  5. Игор

    Совершенно согласен , есть пример о том, что закрыли школу так и началось отток населения и село заброшено, а таких много на севере. Как живут на севере мало кто знет работая высоких ведомствах да и знать не хотять.

Оставить комментарий    

Шиномонтаж Левша

СахаСтройПлит
Cтоматология 32
«Стоматология Все 32»