Курс валют
$
75.59
0.99
84.95
1.27
Курс валют
Курс валют
$
75.59
0.99
84.95
1.27
Меню
Поиск по сайту

Алексей АМБРОСЬЕВ: СПЕКТАКЛЬ САХА ТЕАТРА «СЕГОДНЯ, ИЛИ НИКОГДА…». ЛУЧШЕ НИКОГДА…  

28.09.2021 18:26 15
Алексей АМБРОСЬЕВ: СПЕКТАКЛЬ САХА ТЕАТРА «СЕГОДНЯ, ИЛИ НИКОГДА…». ЛУЧШЕ НИКОГДА…  

Журналист, писатель Алексей АМБРОСЬЕВ в соцсетях поделился своим впечатлением о спектакле «Сегодня, или никогда» в постановке Саха театра.

Вчера – в День государственности республики, в Саха театре давали спектакль по пьесе Дмитрия Наумова «Сегодня, или никогда». 

Напомню, что это пьеса о знаменитом «дворцовом перевороте», совершённом Исидором Бараховым в ночь с 10 на 11 марта 1922 года. Он, заручившись поддержкой прибывших в Якутск комиссара и командира Северной армии Сергея Широких-Полянского и Ивана Строда, а также командующего вооружёнными силами Якутии Петра Савлука, отстранил от власти легитимное руководство губернии. Секретарь Губбюро ВКП (б) Георгий Лебедев, председатель Якутского губчека Андрей Агеев и председатель губревтрибунала Алексей Козлов были арестованы и помещены под домашний арест. Они проводили политику красного террора, настроили против себя мирное население, а когда повстанческое движение приняло массовый характер, отправили в центр печально известную телеграмму о необходимости полного уничтожения якутского народа ради установления советской власти.

Исидор Барахов круто изменил ход истории и, по сути, предотвратил массовое истребление якутского народа, вовлечённого в жернова братоубийственной гражданской войны.  

Это в двух словах о сути пьесы Дмитрия Наумова. Я в силу обстоятельств полностью нахожусь «внутри темы» и потому мне было чрезвычайно интересно сопоставить свои знания с режиссёрской интерпретацией Андрея Борисова и Руслана Тараховского.   

Не буду растекаться мыслью по древу, скажу одно – концовка спектакля с появлением прибывшего из Москвы Максима Аммосова, да ещё под религиозную музыку, начисто испортило всё впечатление. Во-первых, в пьесе Наумова ничего подобного нет. В то время Аммосов целый год находился в Москве, и ведать не ведал, что задумал и сделал Исидор Барахов, взяв на себя всю ответственность. Это исторический факт. А тут Максим  появляется как некий мессия и освободитель, сместив тем самым акценты с очень глубокой и сложной по сути пьесы Дмитрия Федосеевича. Это, что называется, откровенная конъюнктура – ведь Ойунский в пьесе есть и как же без Аммосова! Во-вторых, Андрею Саввичу не удалось уйти от шаблонов, выработанных им в ходе многолетней работы с Василием Харысхалом. Возвращая народу имена первых якутских интеллигентов, Саха театр чуть ли не сознательно отказался от многоцветья создаваемых образов, когда главные герои были сплошь «жёлтыми и пушистыми», а коммунисты – бандитами и убийцами. 

Оттого и получился спектакль плоским и плакатным, как иллюстрация учебника истории из советских времён. Может быть, и источник не шедевр драматургии, но он, по крайней мере, давал гораздо больше, чем выжали из него два режиссёра, указанные в театральной программке.

***

Алексей АМБРОСЬЕВ,

 @facebook

Обсуждение • 15

Добавить комментарий
  1. Һөҕүҥ

    Оннук. Ол Аммосов кэлбит пароходунан дьиҥэр «Петроградский полк» диэн дьиҥнээх толору сэбилэниилээх, артиллериялаах, пулеметтардаах кадровай байыаннай чаас кэлбитэ. Олор «үтүөлэрэ» диэн Нам улууһугар өчөһөн Барахов амнистиятыгар киирбэххэ хаалбыт үрүҥ этэрээтин кыргыы буолар. Ол «геройство» кэнниттэн ол полк төттөрү Иркутскайга төннүбүтэ.

  2. Харыйа

    Мин Дьокуускайга тереебутум. Нууччалар улахан анаардара биьиэхэ араастаан киэптииллэрэ, уегэллэрэ. Илиинэн да киирсии онтон сылтаан баьаам этэ. Теьелеех элбэх саха ньургун ыччаттара итинник конфликтарга наар буруйдаах кестеннер дьылгаларын хаайыыга сор суолламмыттара буолуой! Ол 20 сыллардаахха Арассыыйа хотун араас урдустара саалаах-саабылалаах кэлэн аласка олорбут дьоммутун теье эрэ ньэгэйдии сыьыаннастылар! Мин ону саныы-саныбын бу буолаары турар бокуруоп буолаары турдагына, билэр инигит ..

  3. Мда

    Пьеса плоская потому, что автор и режиссёр взялись за плоскую самодеятельную интерпретацию истории. Плоскость в том, что разными самодечтельными авторами и «исследоветалами-открывателями сокровенных тайн и истин» идёт возня. В сути которой обыкновенная мелочная «наш герой был главным спасителем народа, наш, наш, из наших краёв, улуса аласа..». Прискорбно, господа товариши. Барахов конечно, тоже был герой. Но зачем же » ломать» Ойунского, Аммосова!

  4. Мин5514

    Хата биир дьиннээх критика буолла: историяны саха театрыгар токурутуу куруук кестер, Амбросьев маладьыас ., куттаммакка эттэ , Борисов былааска сеп тубэсэ сатаан маннык гынарын саралаата,

  5. Человек с тундры

    Это не документалистика, а художественная публицистика, эссе, режиссерское видение. Сам господин Амбросьев плоско мыслит.

  6. Мария

    Амбросьева как писателя не знаю. Не видела у него выдающихся произведений. А только помню его статью «А вас, Штыров прошу остаться».

  7. Ээх, дела

    Достали эти «режиссерские видения» с детсадовским уровнем исторических знаний и видений. Как говорилось в одном фильме «ну что ты поделаешь! Каждый подпоручик Бонапарт!». тоже мне великого Барахова — предводителя дворцовых гвардейцев, спасителя отечества выдумали. Свергать эту троицу была секретная директива, прибывшая с центра с отрядами Каландарашвили. На это работу вели с центром Аммосов и его команда. В тут, здрастье, прибыли войска, притом с тяжёлой потерей буквально под Якутском, взвинченные, никому не верящие и вдруг моментально доверились какому то совершенно незнакомому местному функционеру и совершили «дворцовый переворот». Громко сказано, господа. Где вы видели в тогдашнем Якутске дворцы хотя бы для начала? Насмотрелась сериала «Дворцовые перевороты» что ли..

  8. Танюха

    А кто он такой? Почему его никто не знает?

  9. тыйаатырыысса

    Скорей, это Дмитрий Наумов пытается снискать славу своего земляка Харысхала. Но ему далеко до него, у Харысхала были в руках архивные материалы, от которых он не отходил. Ушел великий труженик, подпитывавший Сахатеатр историческими коллизиями, кому-то показалось — вакансия открыта. Но вряд ли это случится — Харысхал есть Харысхал и равного ему в владении материалов и доведении до гротеска некоторых образов нет…

  10. Ветеран.

    Тут впервые ясно и чётко,открыто прозвучало,что ув.мэтр БАС -коньюктурщик.И это оч.ценно,т.к.только через 30(!) лет( после 1991 г.,краха СССР) у нас начали открываться глаза на то -кем явл-ся этот человек,бывший член КПСС,человек который ввёл всю респ-ку в многолетнюю кабалу за постройку т.н. Олонхоленда…

  11. Бывший молчаливый зритель

    Узнаю брата Амброса! Всегда был острым на язык рецензентом. Хотя, думаю, не до конца реализованным. К слову, театр у нас, конечно, есть. И режиссёры и даже, что удивительно немножко в наше суетное времечко, Зрители! Не хватает только хорошей натуральной живой рецензии. Вымученные полуоды, полубанкетныетосты не в счёт. Так что, держи спину, брат. Держи рубрику.

  12. Old men.

    Какие ,,рецензенты»?,-критиков театральных у нас нет местных,почему то власть предержащие их не взрастили…Нет также дирижёров(гос.филармонией рулит выпускница народного отделения-балалаечница), муз.критиков ,режиссеров муз-х тоже нет.Поэтому приезжие деятели превратили ГТОиБ в кабаре,им плевать на историю этого поистине сакрального театра республики…..И никто им против ничего не скажет,т.к.нац.кадров ,попросту говоря ,нет.Не взрастили,не воспитали,а всех кто был разогнали,:неверием и недоверием….

  13. Я на пенсии

    Самое лучшее художество это правда. Самый лучший телевищ это окно.

    Поэтому лучше не затуманивать людям голову, а стараться художественными средствами донести историческую правду.

  14. Я на пенсии

    Самое лучшее художество это правда. Самый лучший телевизор это окно.

    Поэтому лучше не затуманивать людям голову, а стараться художественными средствами донести историческую правду.

  15. Смотрю на вас из окошка

    Ха, правда.. И даже историческая? Где вы видели в 20 — 21 веке правду, притом историческую? Нету больше правды.
    И бога нет. Ничего нет на том свете. И света нет. И вообще, есть теория, что весь наш мир — это чья то компьютерная игра — иллюзия. И катимся к тому, что кто то на Земле стремиться стать тем, кто управляет этой иллюзией.Чтоб миллионы новых древних египтян строили гигантские пирамиды трутням — фараонам. Золотые такие пирамиды с бассейном, золотым унитазом и прочим благоустройством. Какая тут правда, притом историческая. Человек остался по сути букашкой в гиганском муравейнике. А муравьям правда и такие мелочи как исскуство, театр не нужны а принципе. Главное, с утра убежать найти свою похлебку.

Оставить комментарий