В чем опасность принятия законопроекта об организации местного самоуправления в РФ?
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Володину В. В,
депутатам Государственной Думы Российской Федерации,
гражданам Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые депутаты Государственной Думы Российской Федерации!
Уважаемые россияне!
Проект закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», инициированный депутатом П.Крашенинниковым и сенатором А.Клишасом, поступил в Госдуму 16 декабря 2021 года. В качестве одной из официальных версий принятия данного закона провозглашается необходимость приведения российского местного самоуправления в соответствие с мировыми стандартами. Если рассуждать абстрактно, то каждый согласится с тем положением, что одноуровневое местное самоуправление проще и совершеннее, чем двухуровневое. Но европейские государства, на которые неявно ссылаются законотворцы, прошли совершенно другой исторический путь, нежели постсоветская Россия, которая до сих пор остается в прокрустовом ложе советской административно – территориальной системы, созданной в 30 – ые годы прошлого столетия, отнюдь не рассчитанной на систему местного самоуправления демократического государства. Версия приведения в соответствие с мировыми стандартами не выдерживает критики хотя бы потому, что, например, в двух крупнейших европейских государствах, а именно во Франции и Германии, местное самоуправление имеет двухуровневый характер. Более того, в Германии местное самоуправление регулируется законами самих субъектов (земель) федерации, поэтому общефедерального закона, регулирующего правовые основы местного самоуправления, попросту нет. Законотворцы должны понимать, что в такой ситуации никак нельзя рубить с плеча, а должны были:
– искать поэтапные пути усовершенствования системы местного самоуправления;
– обсудить проект закона с активной общественностью и населением;
– дать хоть какую-то возможность подумать региональным парламентам, да и самим думским депутатам.
Вместо всего этого мы видим совершенно противоположную картину: проект закона отправлен в регионы 20 – 22 декабря, на электронные почты депутатов поступил примерно 24 декабря, Государственная Дума потребовала отклики от регионов до 19 января. Если учесть новогодние каникулы, то у самого наиаккуратнейшего регионального депутата оставалось всего пятнадцать рабочих дней на обдумывание! Чуть больше времени было и депутата Государственной Думы. А 24 января 2022 года проект закона уже был принят в первом чтении. Неожиданность, выбор сроков, быстрота и натиск – все это никак не похоже на законотворческую деятельность.
В чем опасность принятия этого законопроекта?
Правительства регионов, задавленные ежедневной рутиной, даже думать не смеют о возможности работать с большим количеством муниципальных округов, поэтому они заставляют администрации районов создавать муниципальные округа в своих границах. В Якутии, например, появятся муниципальные округа, территории которых будут сравнимы с территориями европейских государств, расстояния между селами будут исчисляться сотнями километров. Села, которые только что имели самоуправление, превратятся в поселения со старостами или назначаемыми главами, у которых не будет собственного бюджета, местного собрания и права распоряжаться землями. Местная власть будет полностью удалена от населения. В таких условиях этим селам будет оставаться одна перспектива – вымирать.
Возникает вопрос: возможно ли в рамках данного закона вносить коррективу, т. е. можно ли будет после принятия этого закона имеющийся муниципальный округ делить на более мелкие муниципальные округа оптимальной величины? Да, проект закона формально предусматривает такую возможность, но механизм образования нового муниципальные округа, прописанный в проекте закона, практически отказывает поселениям осуществить свое желание образовать новый округ. (Статья 12, пункт 7 законопроекта.) Таким образом муниципальные округа, образованные в границах существующих районов, обречены оставаться неизменными, до тех пор, пока будет действовать этот закон, который по сути является приговором селу России.
Теперь о самом главном. Анализ показывает, что проект закона Клишаса – Крашенинникова о местном самоуправлении является логическим завершением цепи действий, приводящих полному отчуждению населения от территорий и ее недровых богатств. Посудите сами. В действующем федеральном законе №131 о местном самоуправлении, принятом в 2003 году прописано, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования, земли рекреации и развития, что полностью соответствует духу статьи 9 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Уход от основных принципов Конституции РФ начался уже в 2004 году упразднением принципа двух ключей (имеется в виду ключи для федерального центра и региона) к недровым богатствам регионов. В 2014 году был принят федеральный закон о территориях опережающего развития, в котором управляющим компаниям было предоставлено полное право отбирать земельные участки без всякого согласования с местным самоуправлением. Затем, в 2016 году, в вихре суматохи, поднятой принятием закона о дальневосточном гектаре, управление землей было отобрано от поселений и передано районному центру. В 2020 году в Конституции Российской Федерации было прописано понятие федеральных территорий, получившее развитие в федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» принятом в 2021 году.
Теперь новый законопроект:
– полностью лишает поселения права решать земельные вопросы (концепция данного законопроекта);
– исключает “исторически сложившиеся земли” из территорий муниципальных образований (см. пункт 4 статьи 10 законопроекта);
– лишает муниципальное образование статуса «административно – территориальной единицы». (см. часть 9 статья 4 законопроекта)
В пункте 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации читаем, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Пункт 2 этой же статьи гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В пункте 1 статьи 9 прописано: «Земля и другие природные ресурсом используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Как мы видим, проект закона Клишаса – Крашенинникова попирает три основные положения нашей Конституции.
Учитывая, что установочные нормы предлагаемого законопроекта:
– не обеспечивают доступности благ, предоставляемых государством, как в части администрирования хозяйственных процессов, так и в бюджетном и внебюджетном финансировании;
– не предусматривают гибкой системы административного управления огромного многообразия исторически сложившейся административно – территориальной структуры нашей страны;
-противоречат основополагающим принципам Конституции Российской Федерации;
участники съезда Конгресса Саха, проходившего 27-28 июня в г. Якутске, на основании общего голосования приняли решение обратиться в Государственную Думу с требованием снять с рассмотрения данный проект закона.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы Российской Федерации!
На основании решения принятого участниками съезда Конгресса Саха вносим предложение снять с рассмотрения в Государственной Думе проект закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Уважаемые россияне!
Реформа местного самоуправления носит глубинный, всеобъемлющий характер. Мы, россияне, будучи «единственным источником власти в Российской Федерации», должны активно участвовать в разработке таких важных, судьбоносных документов и добиваться принятия закона, действительно отвечающего чаяниям народа России!
***
Председатель Конгресса Саха Шамаев И. И.
21 июля 2022 г.
Оставить комментарий