Когда вас оскорбляют
Две милые старушки интеллигентного вида, подтрунивая друг над другом, выбирали яблоки. Торговцу овощей и фруктов это не понравилось. Не понравилось, что пожилые дамы разговаривали “на своем” языке и смеялись между собой.
А речь шла совсем не о продавце, и даже не об его яблоках. Дамы разговаривали о своем – о старушечьем.
– А что они смеются?! Я ваще не понимаю! – возмутился торговец.
– А вы совсем по-якутски не понимаете? Вроде язык у нас похожий, – без всяких задних мыслей улыбнувшись полюбопытствовала я.
Потому что, иногда, продавцы-узбеки удивляют своим знанием якутского языка. Покупатель обращается к ним по русски, а они отвечает на чистом якутском. А про числительные говорить-то нет резона, у всех тюркских народов они пишутся и произносятся практически единтично.
Помнится, когда автор статьи еще работала в газете “Кыым”, писала заметку про одного продавца-узбека. Молодой парень утверждал, что раз он сейчас живет и работает в России и Якутии, то он уже наполовину “русский” и “саха”, и он, первым делом, начал учить языки. Это было с его стороны проявлением уважения к той стране, республике, где находится, живет и работает.
Знание языка, хотя бы двух-трех слов, всегда подкупает клиентов и наоборот.
Например, один мой знакомый, когда проходил службу в армии во времена СССР, научился двум-трем фразам на таджикском языке. И когда видит таджика он всегда произносит эти фразы. Таджики начинают улыбаться, смеются и всегда делают ему огромные скидки.
Что означает эти “волшебные” фразы он нам не говорит, а лишь предупреждает, что женщинам такие слова не стоит произносить. Значит, надо полагать, эти слова не совсем поэтического содержания, так, чисто мужские приколы.
Так вот, мой невинный вопрос продавцу-узбеку: “Совсем ничего не понимаете?”, – вызвал у него бурю эмоций. “А почему я должен знать ваш язык?!”, “Мне не нужно знать ваш язык!”, и так далее…
Слова “ваш”, “ ваши” произносились с его уст с таким презрительным тоном, что стоящие в очереди почувствовали себя, мягко говоря, неуютно.
Наверно у продавца были проблемы в личной жизни. Не от хорошей жизни люди оставляют свой родной дом и едут на заработки на край света. Мыкаться по вечно тесным, необустроенным общежитиям, углам, находиться вдали от родных, суровые холодные зимы, не такой уж богатый “улов”… проклинают всех и вся.
Но это не повод срываться на покупателях, клиентах, которые обеспечивают тебя заработком, пусть и небольшим. Мы такие же люди, со своими проблемами, радостями и огорчениями. Нам тоже иногда приходится несладко. Зачем срывать всю злобу на тех, кто приютил, возможно не так уж благоустроенно, дал шанс заработать, возможно не так много, как вы рассчитывали? Элементарное уважение должно же быть?! Какой-нибудь приезжий оскорбится в Узбекистане, что те говорят между собой на узбекском? Зачем трогать такую чувствительную и тонкую грань как национальное чувство?!
В Якутии есть немало национальных общин. Пусть руководители общин со своими соотечественниками проводят работу на темы элементарных правил поведения в иностранном государстве!
Куратор магазина “Алмаз” на Сергеляхском шоссе, пообещала разобраться в произошедшем инциденте. Разговор с ней, не сказать, что прямо был приятным, она ссылалась “на восточный темперамент” продавца, что так, да сяк, но все-таки по телефону состоялся…
В итоге, в редакцию “Аартык.ру” позвонил продавец – виновник инцидента и на ломаном русском извинился, пообещав, что “такого” больше не повториться. А перед пожилыми дамами он извинится?
Если бы звонок к куратору магазина не был от журналиста, чем бы все это закончилось?
***
А тем, кто в таких ситуациях попал, кроме заявлений к администрации магазина, заявление можете подать на имя Маргариты ИГНАТЬЕВОЙ, руководителя Управления Роспотребнадзора по РС(Я). Также заявление с жалобой можете написать на имя полковника полиции Василия ВЫСОКИХ, начальнику Управления по вопросам миграции при МВД по РС(Я). Ну и, в конце концов, в полицию.
***
Инна МАКАРОВА,
Aartyk.Ru
Мдаа уж, элементарное уважение должно быть. Уважение к языку, традициям
Наконец-то обратили внимание, такое творится не только в магазинах “Овощи и фрукты”, таксисты тоже себя ведут неадекватно, грубят. Никто как они не ведут себя, попадая за пределами Родины. Будем знать кому писать заявления, спасибо корреспонденту.
Беспардонность Инны Макаровой удивляет: знаете не знаете язык, тюрко не тюрко? Я тоже рассердился бы, хоя и деревенский якут. Тюркоязычные парни из Средней Азии в фруктово-овощных отделах супер и простых маркетах обыно вежливые. Восток дело тонкое, тем более восточный базар. Мир это большой базар. Люди там все торговцы или продавцы
Правильно корреспондент все написала. Уже разговаривать на своем родном языке в магазинах нельзя чтоли. Когда приезжие находясь за рулем автобуса громко базарят на своем языке мы сидим молчим. Проявляем толерантность. Хамство, неуважение хотя бы на своей земле, должно обязательно пресекаться культурно, в рамках законодательства РФ.
Андыкай курдук тонустартан биьини сэнииллэр буо, суолас!
почему этим гастерам не сидится дома??? пусть свои республики восттановливают, там работают, мы же не едем к ним, я даже в гости не поеду ..
Сегодня в том же магазине меня обсчитали, но деньги не вернули, даже незнаю что делать, все продавцы собрались толпой и на меня …, им что делать нечего? как будто не работают. Думаю нужно обратиться в Роспотребнадзор.