«Якутские диалоги: язык, образование, культура……»
![«Якутские диалоги: язык, образование, культура……» «Якутские диалоги: язык, образование, культура……»](http://aartyk.ru/wp-content/uploads/2019/12/IMG_1156.jpg)
Межрегиональная научно-практическая конференция «Якутские диалоги: язык, образование, культура», которая является итоговым мероприятием федерального проекта по русскому языку «Гуманитарная школа по типу деятельности» в рамках программы «Развитие образования РФ» по направлению «Совершенствование норм и условий для полноценного развития русского языка», состоялась 26 ноября в Институте развития образования и повышения квалификации им.С.Н. Донского-II. Цель федерального проекта – поддержка, сохранение и распространение русского языка как средства межкультурного общения народов Российской Федерации. На конференции основной акцент сделан на обобщение и систематизацию опыта работы по полноценному функционированию русского языка как средства межкультурной коммуникации образовательной организации, повышение уровня функциональной грамотности педагогов, направленной на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
В рамках конференции проведены актовые лекции ведущих ученых-филологов Якутии и России: Бугаева Николая Иннокентьевича, к.филол.н., 1 заместителя директора ИРОиПК «Русский язык в поликультурном пространстве российского образования» и Дергилевой Жанны Ивановны ,к.ф.н.,автора учебных пособий Издательства «Интеллект-Центр», заместителя директора по УВР, учителя русского языка и литературы высшей категории ГБОУ «Школа1409» (г.Москва), “Мониторинг и диагностика в формате ФГОС нового поколения”.
Николай Иннокентьевич в своем выступлении уделил внимание библиопсихологии Н.Рубакина, финскому принципу познания языка ребенком, деятельностному подходу Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, языку как инструменту обучения, языковым ключевым компетенциям, гуманитарному диалогу Бахтина М.М, билингвизму, иммерсионной модели языков Республики Саха (Якутия).
Жанна Ивановна проанализировала задания Всероссийской проверочной работы в V, VI, VII и VIII классах. Она отметила, что задания 8 класса практически связаны с ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, раскрыла содержание текстов итогового собеседования, представила авторское пособие для учителей, учащихся IX-х классов, которое может быть использовано как на уроках русского языка, так и в процессе самоподготовки. Особенный интерес вызвал сайт ФИОКО, где размещен банк заданий НИКО по русскому языку.
Особый интерес участников конференции вызвала содержательная работа в секциях, в которых экспертами – аналитиками работали учителя русского языка и литературы Пинигина М.Л., Андреева Т.С., Матаннанова Я.П, Андросова Е.И., Быллырытова А.П., Стручкова А.М, Охотина К.М., Денисова М.Е., Ядрихинская Н.М., Чернова Е.П. Победителями работы по секциям стали:
1) Скрябина Ньургуйаана Ивановна, заместитель директора по НМР Майинской СОШ им.Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов Мегино-Кангаласского улуса;
2) Сергеева Татьяна Власьевна, учитель русского языка и литературы СОШ №1 г. Якутска;
3) Феофанова Оксана Олеговна, учитель русского языка и литературы Нижне-Бестяхской СОШ №2 Мегино-Кангаласского улуса.
Работу конференции продолжило пленарное заседание, на котором выступили :
- Абрамова ДианидаГаврильевна, заместитель директора АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II», по теме «О деятельности ИРОиПК в качестве стажировочной площадки, направленной на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»;
- Дергилева Жанна Ивановна – по теме «Методика подготовки к итоговому сочинению, итоговому собеседованию и ВПР учащихся»;
- Дмитриева Евдокия Николаевна, д.филол.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка СВФУ, по теме «Функциональный подход к обучению морфемики и словообразования»;
- Крючкова Любовь Леонидовна, к.филол.н, доцент кафедры филологического образования БГПУ, по теме «Универсальность прямого метода при обучении русскому языку»;
- Дружина Елена Викторовна, к.п.н., доцент кафедры филологического образования БГПУ, по теме: «Проблемы современной педагогической ситуации с позиций лингвопедагогического и лингводидактического подходов»;
- Васильева Софья Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия№14» г. Улан-Удэ, по теме «Обзор использования корнесловно-смыслового метода преподавания как средства метапредметного синтеза»;
- Бурцева Жанна Валерьевна, к.ф.н., старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, по теме «Культурное пограничье как исследовательская проблема: социокультурный статус русскоязычного творчества»;
- Табакова Валентина Михайловна, руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», заместитель директора по УВРМОУ «Урмарская СОШ № 1 им. Г.Е.Егорова» Чувашской Республики, по теме «Организация стажировочной площадки как ресурс повышения качества преподавания школьных предметов»;
- Жемерикина Ольга Альбертовна, заведующая справочно-библиографическим отделом Центра детского чтения Национальной библиотеки РС( Я), по теме «Библиотеки в поддержку и популяризацию русского языка».
Одним из интересных и содержательных моментов конференции явилась панельная дискуссия «Развитие языка: этика, эстетика, утилитарность», модератором которой выступил Бугаев Николай Иннокентьевич.
Обсудив материалы актовых лекций, пленарные доклады ученых, выступления приглашенных, приняв участие в работе секций, участники межрегиональной научно-практической конференции приняли ряд решений, одними из важнейших которых являются обеспечение качества преподавания русского языка с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры по реализации комплекса работ по проекту «Гуманитарная школа по типу деятельности», а также совершенствование цифровизации предметной области через Он-лайн школы, образовательные порталы. Работа по научно-методическому сопровождению диссеминации опыта РС (Я), внедрение апробированных моделей в другие регионы Российской Федерации будет продолжена.
На конференции приняли участие учителя, заместители директоров, директора образовательных организаций, методисты, работники культуры: всего 191 участник , из которых 159 из Республики Саха (Якутия), 2 из Чувашии, 17 из Республики Бурятия, 1 из Республики Татарстан, а также приглашенные гости из Амурского Института развития образования и г. Москвы.
Таким образом, межрегиональная научно-практическая конференция объединила филологов – словесников России с точки зрения взаимодействия языка, образования и культуры.
***
Отдел по связям с общественностью ИРОиПК
Оставить комментарий