Курс валют
$
80.31
0.11
89.97
0.54
Курс валют
Курс валют
$
80.31
0.11
89.97
0.54
Меню
Поиск по сайту

Дмитрий ДАВЫДОВ: “Мы же с вами язычники”

05.10.2024 12:00 19
Дмитрий ДАВЫДОВ: “Мы же с вами язычники”

За день до интервью с кинорежиссером Дмитрием Давыдовым с удивлением узнала, что он постоянно проживает в с. Амга и “особых желаний переехать в город” у него нет. Именитый режиссер еще не переехал хотя бы в столицу республики, как обычно бывает со всеми именитыми и известными? Чем же держит его так крепко амгинская земля, что не хочет отпускать его?

Для подготовки к интервью просмотрела его несколько ранних интервью с разными российскими блогерами и журналистами. Если выключить изображение, создается впечатление, что интервью дает саха. “Наш народ очень активный”, “наш язык очень красивый”, “у нас своя культура, обычаи и традиции” и так далее.

– У меня отец саха, я – сахаляр. Живу в селе. Но внешность славянская, и все воспринимают меня соответственно, – скромно улыбается Дмитрий через монитор компьютера.

– А родители кто по профессии?

– Врачи.

– В родне есть люди с творческой профессией? Музыканты, поэты, режиссеры…

– Нет.

– Получается, вы первопроходец в этой сфере.

– Получается.

– Вы пишете сценарии на русском языке, потом в фильме диалоги переводите на якутский?

– Мы работаем с кинематографистами из Москвы и других городов, поэтому для общего понимания пишу сценарий на русском языке. Потом совместно с актерами переводим диалоги на якутский, обсуждаем, чтобы это не звучало искусственно с театральным акцентом и передает ли перевод изначальный смысл. Подстрочный перевод не всегда передает смысловую нагрузку текста. Зритель всегда чувствует, что “как в жизни”, а что нет. Искусственное всегда дает отторжение.

– Вам не обидно, что земляки не всегда понимают истинный посыл ваших картин? Сразу начинают обижаться на национальной почве?

– Таких реакций становится все меньше и меньше, и это радует. Теперь люди начали понимать, что важна история, а не то, что лежит на поверхности, что это фильмы – притчи, где нужно копать глубже. Я не снимаю фильмы для массового зрителя, для этого есть другие режиссеры. Меня радует, что у меня есть свой зритель, и эта аудитория растет вместе с моими картинами в переносном и прямом смысле. Есть режиссеры, которые снимают фильм годами, вкладывают всю свою душу, но зрителя нет. Человек или перегорает, или перестает снимать кино и уходит из профессии. По сравнению с ними, мне грех обижаться.

– Вы снимаете интеллектуальное кино, не для всех?

– Скажем, проблемное кино, где поднимаются те или иные актуальные проблемы общества, человеческих отношений.

– Если после просмотра ваших картин не остается равнодушных, значит, вы тонко чувствуете, улавливаете настроение общества?

– Мне, кажется, все чувствуют…

– Поверьте мне, не все. Вы в одном из интервью говорите, что якутские кинорежиссеры не конкурируют между собой, а наоборот, стараются помогать друг другу. Наверное, это утверждение относится к режиссерам-самоучкам. А каково отношение профессиональных кинематографов к таким как вы? Нет ревностного отношения?

– Профессиональных кинематографистов у нас, в Якутии, не так и много, может, 3-4… Таких негативных отношений в якутском кинематографе точно нет. Мы все, те, кто снимает сейчас кино, примерно одного возраста, поэтому легко находим общий язык, контактируем и помогаем друг другу.

– Специалистов по кино не хватает?

– Не хватает. Очень много талантливых специалистов уехало. Сейчас мы приглашаем на свои проекты больше специалистов из Москвы, это не только из-за нехватки местных кадров, но и еще для повышения уровня качества нашего кино. Также своими силами начали учить, взращивать кадры. Мы в Амге со Степаном Бурнашовым создали продюсерский центр, туда начали привлекать молодых ребят.

– Желающих много?

– Есть. Просятся поработать на съемочной площадке, посмотреть, как снимают кино, понять кухню изнутри. Обычно они еще к кому-то идут перенимать опыт, изучить тонкости дела, потом сами начинают реализовать свой проект.

– А как вы пришли в кино? Не может же быть такого, чтобы вдруг резко и дерзко в одно прекрасное утро решили стать кинорежиссером?

– Благодаря 2000-м годам, когда начался бум якутского кино. Тогда многие молодые люди увидели возможность реализоваться через кино, возможность сказать свое “я”. И я был в числе этих молодых ребят.

– А как приходят идеи ваших фильмов? Как озарение или это собирается годами по крупинке?

– Начало и конец фильма я представляю четко, а вот середину – как это буду рассказывать, как соединить начало и конец фильма – тут да, вынашиваю и разрабатываю долго.

– А бывает так, что сценарий фильма видоизменяется в процессе съемки?

– Бывает. Например, изначально в сценарии фильма “Чума” были женские роли – мать приходила за сыном, соседки были. Мы снимали фильм в 2022 году, тогда как раз началась мобилизация. И это привнесло свои коррективы, подумав, решили снять чисто мужское кино, на тему силы, доброты, человеческих отношений в мужском “муравейнике”.

– Была информация, что хотели бы снять фильм о нынешней ситуации, но боитесь последствий не только для команды проекта, но и всего якутского кино.

– Да, пишу, разрабатываю сценарий. Но снимать сейчас такой фильм не только не безопасно, но и нет смысла. Восприятие зрителя будет совсем другое, какое я хотел бы. Пусть настанет время, когда жажда крови уляжется, агрессия спадет, и настанет то время, когда мы будем в состоянии более-менее объективно смотреть со стороны то, что произошло. Думаю, это время настанет.

– Сложно сейчас творить? Цензура и прочее…

– Все-таки уже надо думать, как сглаживать острые углы, придумать аккуратную подачу. Минкульт РФ может не согласовать тематику сценария. Фильмы “Айта”, “Нуучча” сняли с проката по очень спорным причинам. И, конечно, тут у творческих команд возникают сложности.

– Мне нравится ваш подход выйти на более широкую публику через международные кинофестивали. Это единственный выход якутского кино для роста и развития?

– Да, мы методично и целенаправленно участвуем в разных международных кинофестивалях. Потому что мы понимаем, что, варясь в собственном соку только внутри республики, развития якутского кино не будет. Кинофестивали нам дают опыт общения с другим кино уже другого уровня, есть только одно кино – мировое, мы не можем существовать автономно от этого явления. Иначе якутское кино ожидает то, что было с якутским роком.

– Снимать фильмы – это финансовоемкий процесс. Вроде республика обещала поддержать региональную киноиндустрию.

– Ежегодно разыгрывают грант в размере 20 млн. Для начинающих, молодых кинорежиссеров это хорошая поддержка. Конечно, хотелось бы, чтобы сумма гранта была бы 200 млн, но спасибо и на этом. Я сам давно не участвую на этих конкурсах.

– Персональной помощи нет?

– Нет. Никто и не обещал. Да, и должны построить большой кинопавильон, где будут работать не только якутские кинематографисты, но и другие, из других регионов. Обещают построить до 2027 года.

– Хочется снять масштабный фильм? Или камерные устраивают?

– Есть у меня два сценария большого кино. Один сценарий, который пишу третий год, думаю, к Новому году закончу. Хочу, чтобы это был международный проект с другими регионами и странами, в частности, с кинематографистами скандинавских стран. Нам для развития очень важен опыт работы в международных проектах.

– А где пройдут съемки? И в планах, и мечтах?

– Камчатка, Русский Север, Скандинавия… Это большой фильм, с большим бюджетом, на съемки которого уйдет где-то пять лет.

– Деньги?

– Надо сначала докончить сценарий, потом будем искать.

– А было то, что раньше в российских кинофестивалях принимали фильмы только с русским дубляжом?

– Да, я слышал такую историю, что якутский фильм не допустили до участия в Кинотавре из-за отсутствия дубляжа на русский язык. Сейчас ситуация поменялась, и якутские фильмы и другие национальные фильмы уже участвуют во всех кинофестивалях независимо от того на каком языке рассказывается история. Сейчас организаторы кинофестивалей для поднятия престижа просят “дать какой-нибудь якутский фильм”. И если участвуют якутские кинорежиссеры, среди профессионалов идет оживление: “Что на этот раз?”.

– Круто. А вам льстит или, наоборот, обижает, когда вас сравнивают с другими режиссерами?

– Конечно, приятно, когда тебя сравнивают с великими деятелями искусств, но все-таки я думаю, да и многие критики, зрители отмечают, что у меня есть своя манера рассказа киноисторий, свой киноязык. Сейчас я сам стал некоторым ориентиром для молодых кинорежиссеров, что, признаюсь, приятно.

– Как вы подбираете актеров? Интуиция? Меня поразила игра подростков в “Чуме”. Сложно работать с детьми?

– Подбор актеров – сложный процесс. Типаж, тот ли герой, та ли роль… Бывает, что роль подгоняется под актера. Скорее да, доверяюсь интуиции. Ни разу не подводило. Работать в кино с детьми сложно, но мне помогает педагогический опыт.

– Почему вы не переедете в город?

– В город, в тесную квартиру?.. Мне как-то один зритель написал, что в моих картинах герои всегда уходят в лес или на реку. Я сам раньше этого не замечал, потом посмотрел, действительно. Даже на подсознательном уровне я через своих героев передаю свою связь с природой, землей.

– Как насчет религии?

– Мы же с вами язычники.

***

Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru

Фото предоставлено Дм.Давыдовым

Обсуждение • 19

Добавить комментарий
  1. Тоже Дима

    Классная подача материала 👍🏻. Респект автору! Открыла Давыдова совершенно с другой стороны. Успехов Дмитрию, ждем новых фильмов!

  2. Дьааны

    Дмитрий прав, мы язычники. Между нами и природой (Создателем) посредников нет

    • ити

      Нууччалар сэнээн инньэ диэбиттэрин то5о утуктэ5ит. Саха5а Тацара баар дии. Аар Айыы Тацара. Тенгрианство туур да, атын да омуктарга тиллэн эрэр. Казахтар сахалары холобур оцостон Тацара итэ5элин официально бигэргэттэрээри сылдьаллар. Онноо5ор Чечня5а тар5атан эрэллэр, элбэх эрэйи-муцу кэрбут омук сорох дьоно, Тенгрианство, бу атын итэ5эллэртэн ордук гуманнай, агрессивнайа суох, киЬиэхэ чугас ицин дииллэр. Турция5а кыра да буоллар уруккуттан партия баар.
      Язычество диэн идолопоклонство, первобытно-общиннай тутул кэмигэр баар этэ диэн уэрэтэллэр, элбэх араас идол баар этэ диэн. БиЬиэхэ буолла5ына Тацара биир.

  3. Мария Романова

    👍🏻👍🏻👍🏻 успехов Дмитрию!

  4. Мимошел

    Интересная беседа. Цепляет. Побольше бы таких статей. А то сплетни да слухи из инсты надоели.

  5. Светлана

    Да, интересно.

  6. Ал'

    интервью читается хорошо

  7. Света

    Тугу эрэ хаһар

  8. Возмущены

    Саха-не язычники. Это заведомо оскорбительное заявление. Саха имеет в течение столетий Главную Религию. В Үрүҥ Аар Тойона.

  9. Возмущены

    Разве это язычество – Күн Күбэй Хотун, оберегающее все самое Светлое, Покровительница всех младенцев – Аан Алахчын Хотун?!

  10. Возмущены

    Восемь горизонтов Божественного Пантеона, начиная от Вершителя судеб людских – Уһун Дьурантаайы суруксута до Хотой Айыы., !покровителя боотуров, смельчаков

  11. Возмущены

    Вы что забыли как ипостась якутской шаманки была низведена до уровня женщины, злоупотребляющей спиртным.

  12. Возмущены

    ЕСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ.

  13. Возмущены

    Очень плохо, что так не грамотно. исковеркано передают нашу историю. А собственно кто им давал право на то чтобы изгалялись над нашей верой, историей!? Пусть изучают законодательство, касающееся религии! А мы свою веру защитим!!

  14. Киьи

    Чернуха как-то не цепляет уже. Дьаптал5аланан, эбиллэн иьэр олоххо харана ертун керуу, дарбатан кердеруу (гротеск)… Саатар биир олортон атын, сырдык, инникигэ эрэллээх, фестивальга анамматах киинэни устара буоллар, чахчы талаан диэххэ сеп этэ. Кыыс Амма кэрэ кытылыгар олорон киьи кэрэни тумнара кыьыылаах!

  15. Римма

    Үчүөй баҕайы кэпсэтии. Сөбүлээтим аҕай.

  16. Саргылана

    Прекрасное интервью. С большим удовольствием смотрю все фильмы Дмитрия Давыдова – они дают столько пищи для ума, души, сердца. Дальнейших творческих достижений режиссеру.

  17. кимтэн да ылбатахпыт итэгэли

    саха танарага унпэт этэ, саха айыылары билинэр, ити саха итэгэлэ тенгрианство диэччилэр улахан алгаhы оноро сылдьаллар, саха итэгэлэ хатыламмат атыттарга майгыннаабат, самодостаточнай уерэх буолар, ону ханна эрэ самалык, кутурук оноро сатыыллар, итэгэлинэн дилетаннар улуhуйэллэр, ол содула кэлин биллиэ

Оставить комментарий