Курс валют
$
63.58
0.15
70.39
0.12
Курс валют
Курс валют
$
63.58
0.15
70.39
0.12
Меню
Поиск по сайту

КТО ЖЕ Я: САХА ИЛИ ЯКУТ?

21.01.2019 09:04 4
КТО ЖЕ Я: САХА ИЛИ ЯКУТ?

Крепко запомнился мне один случай из довоенных педрабфаковских лет. Спорили два студента. Оба якуты: один – из центрального Мегинского улуса, другой – с далеких Охотских берегов, отошедщих несколько лет назад только что образованному Дальнему Востоку. Спор уже клонился в пользу мегинского парня. Тут приморец со злостью бросил свой никак неотразимый, последний козырь:
— Да что с ним говорить! Разве он поймет?! Он же не саха, а якут!
В этих словах было столько уничижительности и презрения, что мегинец сразу смолк.
Дело в том, что в паспорте дальневосточника в графе «национальность» было записано «саха», а мегинца – «якут».
Якуты, это отколовшееся некогда от своих сородичей тюркское племя, издревле называют себя «саха». Слово же «якут» чисто эвенкийского происхождения. Эвенки называют якутов «эко». Таковая кличка якутов существует у эвенков до настоящего времени. «Первые русские об якутах, — писал основоположник нашей литературы и ученый-лингвист А.Е. Кулаковский в своей работе «О происхождении слова якут», — услыхали от южных тунгусов под указанным именем «эко». Но русский язык, как известно, не любит в начале слов иностранный звук «э», и казаки его заменили звуком «йа» или «я» — получилось «яко». Затем к слову прибавили свое окончание «ут», получилось «якут». Окончание «ут» давалось и другим народностям: але-ут, теле-ут, лум-ут и т.д.
Тогда, в тридцатые годы, нам, впервые приехавшим в город из далеких таежных улусов и именовавшим себя до сих пор только как «саха», было непривычно дико и даже глубоко оскорбительно обращенное к нам слово «якут». Оно вызывало каждый раз в нас внутреннюю дрожь и неприятный холодок.
И видимо, не только у нас, у молодых людей, но и у всего народа. Еще в двадцатые годы, точнее в 1924 году, один из первых наших крупных ученых Г.В. Ксенофонтов впервые поднял вопрос о необходимости замены слов «якут», «Якутия» словами «саха», «Сахаада». С таким же предложением с некоторой вариацией выступил известный общественный деятель В.И. Леонтьев.
Конституционная Комиссия при Президиуме ЯЦИК на своем заседании от 27 ноября 1924 г., обсудив этот «чрезвычайно важный вопрос» и имея в виду, что якуты сами себя именуют — «саха», что слово «якуты» имеет в своей основе якутского корня, и поэтому для якутов оно совершенно чуждо и что «другие народности, как, например зыряне (коми) уже заменили свое наименование новыми словами, в основе коих кладется корень слова, заимствованного из родного языка», постановила приступить к обсуждению вопроса о замене слова «якут» словом с основой «саха».
Пока шла в печати дискуссия, подоспели события 1927-1928 годов. Вместо ожидаемого вышло другое постановление – постановление ЦК ВКП(б) от августа 1928 года «О положении в якутской организации». И начались массовые аресты, расстрелы без суда и следствия. Широкая и невиданная до сих пор волна кровавых репрессий смела всех тех, кто когда-либо имел хоть малейшее отношение к проблемам национального развития. И, конечно, никто не смел больше не то что говорить, но и думать об этом.
Между тем, в то время, особенно в начале тридцатых годов, многие народы освободились от насильно навязанных им некогда наименований национальности и приняли близкие их сердцу, родные имена, так, прежние тунгусы стали эвенками, ламуты – эвенами, самоеды – ненцами и т.д.
В связи с подготовкой новой Конституции СССР в середине тридцатых годов опять воспрянули надежлы. В 1936 году Президиум ЦИК Якутской АССР создал правительственную Комиссию по разработке предложений по замене наименования республики словом с основой «саха». В эту работу включился Институт языка и литературы при Совнаркоме ЯАССР. Появились в печати первые, весьма осторожные статьи. И… грянул 1937 года опять началась кровавая вакханалия… И «этот чрезвычайно важный вопрос», казалось, заглох навсегда.
Говорят, человек со временем привыкает ко всему. Мне, семидесятилетнему человеку, у которого давно уж притупилась острота восприятия, пора бы притерпеться и привыкнуть к сотни раз повторяющимся ежедневно печатно и изустно словам «якут» и «Якутия». Но во мне они каждый раз вызывают, может, не в той степени, как в молодости, внутренний протест, чувство какой-то своей неполноценности.
И, не скрою, мне было горько и больно, когда сессия Верховного Совета приняла решение именовать нашу суверенную республику «Якутская-Саха ССР». Совершенно справедливо писала недавно газета «Комсомольская правда»: «Якутия-Саха – это то же, что масло масляное». Если бы года два тому назад нашу республику «Якутская-Саха ССР», я бы сказал «неумная шутка». Но, увы, на этот раз не шутка, а постановление высшего органа власти республики. А как же буду называться я, представитель народа, давшего имя республике? Якут-саха?
Все-таки кто же я:саха, якут, или якут-саха?
На этот вопрос однозначно и непреклонно, всем своим существом отвечаю: — Я – саха!

***

Источник — Софрон Данилов,

народный писатель Якутии, общественный и политический деятель.

1990 гг.

Обсуждение • 4

Добавить комментарий
  1. Һаха

    Саха сирин аныгы салалтата итини болҕойуо дуо?

  2. Саха

    Мин сахабын

  3. Человек с тундры

    Ну правильно, до 30-х годов прошлого столетия эвенки тоже были известны, как тунгусы. Это название произошло, по некоторым источникам: от якутского тоҥ уус, так они «именовали» своих соседей, впоследствии это переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах. Самоназвание эвенков — эвэнкил, эвенки переводится как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов», они отстояли. Надо было в 20-30-е , или в 90-е годы от этнонима «якуты» перейти только на «саха», как эвенки. Конечно, не дали, за это и расстреляли, наверно, в 30-е многих…., Г. В. Ксенофонтова и других великих якутов…

  4. Сахабын

    В паспорте надо Саха писать , ну тогда да, Саха, а то Якут!!! И уберите приставку в республике Якутия , тогда даааа, правильно, достойно!!!!

Оставить комментарий    

!