Становление государственности проходило в рамках конкретной исторической ситуации

В России День российского парламентаризма отмечается 27 апреля и проходит на официальном уровне 11-й раз.
С момента образования Советского государства и зарождения молодой якутской республики, основанной по инициативе Максима Кировича Аммосова и Платона Алексеевича Ойунского в апреле 1922 года, прошло более 100 лет. За этот период времени республикой руководили представители разных поколений и сегодня мы отдаем дань уважения всем этим лидерам, которые продолжали развивать идеи самоуправления и государственности.
С момента формирования в апреле 1990 года Верховного Совета ЯАССР 12 созыва под председательством М.Е. Николаева, в последующем избранным Первым Президентом Республики Саха (Якутия) начался новый этап развития государственности нашей республики.
27 сентября 1990 года Верховный Совет Якутской АССР XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете республики в составе РСФСР и СССР — документ, сыгравший в целом определяющую роль в ее последующем государственном обустройстве.
Новая Конституция республики была принята Верховным Советом Якутии 4 апреля 1992 года. В республике была создана новая система государственной власти: Президент, Конституционный суд, Верховный суд, функционирующие самостоятельно, а также новый парламент — двухпалатное Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), впоследствии ставшее однопалатным.
Разумеется, столь бурные перемены предваряло не менее бурное и богатое событиями время, пришедшееся на осень 1993 года. Действующий с декабря 1993 года новый парламент Якутии выступает как правопреемник Верховного Совета Якутской – Саха ССР и является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти. Все основополагающие законы и правовые акты для строительства Новой Якутии с демократической государственностью были подготовлены, приняты и начали осуществляться Верховным Советом XII созыва и первым президентом республики.
Пионерам нового якутского парламентаризма довелось работать в реалиях кардинально изменившейся конституционно-правовой системы. Это был сложный, но очень интересный этап становления нового парламентаризма. И депутаты первого созыва Ил Тумэна прошли его достойно и стойко, засеяв чистое законодательное поле новыми законами и нормами, написанными ими самими, став примером для законодательных органов других субъектов и внеся веское слово в законотворческое пространство федеративного государства. Новый парламент Якутии создавал новую законодательную базу республики. В первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти, механизмы реализации экономической и социальной политики.
Первым председателем Палаты Республики был Егор Михайлович Ларионов, Палаты Представителей – Афанасий Петрович Илларионов. Они были профессиональным политиками, оставившими большой след в решении жизненно важных вопросов политики и права.
В этот период принимаются законы об административно-территориальном устройстве Якутии, об учителе, о северном домашнем оленеводстве.
В 1998 году начал работу второй созыв. Начиная с него была установлена равная норма представительства в палатах — по 35 депутатов сроком на 5 лет. Председателями Палаты Республики избран Василий Васильевич Филиппов, Палаты Представителей – Николай Иванович Соломов.
Государственное Собрание II созыва (1997- 2002 годы) вело активную работу по приведению в соответствие основного закона Республики Саха (Якутия) и республиканского законодательства с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Был принят большой пакет законов о переходе на местное самоуправление на уровне улусов (районов) и городов республиканского подчинения, а также об однопалатном парламенте и придании президенту статуса главы республики.
В 1998–1999 годах, решая последствия августовского дефолта, депутаты принимают законы, направленные на поддержку различных отраслей хозяйства и социальную помощь. В этот созыв народные избранники приняли уникальные законы «О производстве кумыса в Республике Саха (Якутия)» и «О сайылыках».
В III созыве (2002-2008 годы) парламент стал однопалатным, что позволило повысить динамичность законопроектной деятельности, обеспечить незамедлительное принятие важнейших законов и постановлений, отвечающих духу времени.
Основными направлениями законодательной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) третьего созыва под председательством Николая Соломова (с 2005-го — Ньургуна Семеновича Тимофеева) явились дальнейшее укрепление государственности Республики Саха (Якутия), введение и становление института местного самоуправления Якутии, совершенствование бюджетной и налоговой политики, развитие земельного законодательства. В этот созыв при Ил Тумэне образованы Молодежный парламент и комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений.
Под особым вниманием III созыва находилась главная бюджетообразующая отрасль – алмазодобывающая промышленность. Со значительным общественным резонансом состоялись обсуждения вопросов управления собственностью республики в акционерной компании «АЛРОСА», программ социально-экономического развития республики, развития села и другие. Тогда шла жесткая борьба за то, чтобы республика отдала свои активы или в частные руки, или федеральному центру. В этой борьбе Ил Тумэн во главе с Ньургуном Семеновичем Тимофеевым отстояли интересы республики. Именно в этом огромная историческая заслуга III созыва перед республикой. Кроме того, большое внимание было уделено развитию нефтегазовой, угольной и других отраслей горнодобывающей промышленности.
Также депутатами были приняты законы о кочевых школах, об охране семьи, материнства, отцовства и детства, о развитии малого и среднего бизнеса, о градостроительной политике, приняты региональные КОАП и Земельный кодекс.
2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) IV созыва. 20 марта 2008 года Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва избран Басыгысов Виталий Николаевич.
Впервые выборы проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, а другая половина по партийным спискам. Представительства в парламенте добились четыре партии из пяти, принимавших участие в выборах. В Государственном Собрании работали три фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия». Началась кодификация действующего законодательства, была введена практика антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, образована Счетная палата, утвердился порядок проведения прямых выборов главы республики. Были установлены тесные контакты с Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, что давало возможность включиться в работу над законопроектами ещё в стадии их разработки.
В 2012 году Государственное Собрание (Ил Тумэн) перешло на автоматизированную систему обеспечения законотворческой деятельности и электронного документооборота на базе электронного документооборота «Дело». Были созданы принципиально новые условия для более эффективной организации работы с документами.
В 2013-м начал работу пятый созыв. Председателем был избран Александр Николаевич Жирков.
В новых условиях парламент республики решает комплексные проблемы социально-экономического развития своего региона.
Парламент пятого созыва был нацелен на законодательную защиту интересов республики в области социального партнёрства с бизнесом, экологического благополучия, интересов населения республики и коренных малочисленных народов Севера. Пятый созыв отличается очень интересными новеллами в законодательстве, в том числе по социальной ответственности недропользователей, по проблемам вечной мерзлоты, по защите прав и интересов коренных малочисленных народов Севера.
Деятельность Ил Тумэна пятого созыва была оценена как наиболее результативная с точки зрения законотворчества, эффективности взаимодействия с правительством и населением республики. Народным избранникам этого созыва удалось «протолкнуть» в Госдуму ряд законодательных инициатив: из внесенных законопроектов семь стали федеральными законами.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) в этот период заняло лидирующую позицию среди субъектов Российской Федерации в продвижении законодательных инициатив. Если в целом по Российской Федерации процент принятых законопроектов от субъектов РФ в Государственной Думе составил 2,4 %, то по республике этот показатель был равен 25 %. За пять лет работы было принято свыше 800 законов Республики Саха (Якутия), более 1400 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), проведен 51 парламентский час, десятки круглых столов.
Шестой созыв приступил к работе в 2018 году. Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) избран Петр Васильевич Гоголев. В этот период была усилена работа совещательных и консультативных органов при Ил Тумэне: впервые начала работу Ассамблея депутатов – представителей коренных малочисленных народов РС (Я), создан Общественно-консультативный Совет при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн).
28 июня 2021 года народные депутаты избрали на должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва Алексея Ильича Еремеева.
Работа шестого созыва во многом связана с новой геополитической реальностью и ролью в ней России и Республики Саха (Якутия). Конечно, новая реальность обусловлена пандемией, позже специальной войсковой операцией в Украине и беспрецедентными международными санкциями в отношении нашей страны. Это отражается на экономике, тем не менее Россия сегодня устойчива, и вместе с ней устойчива и наша республика.
При этом республика сумела сохранить хороший рост экономики. Неплохо идут инвестиции в основной капитал, растет добыча угля, золота, нефти, газа, ряда других полезных ископаемых. Несмотря на все экономические трудности, Якутии удаётся увеличить доходы в республиканский бюджет. За пять лет до 2,2 триллионов рублей удвоен валовый внутренний продукт. Подобный результат не показывает ни один субъект Российской Федерации.
23 декабря, в самом конце 2022 года, в ходе 536-го итогового заседания осенней сессии сенаторы России приняли очень весомый документ –Постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)». Предварительно парламентом Якутии была проведена серьезная работа с комитетами Совета Федерации РФ. В Якутию для ознакомления с ситуацией приезжали сенаторы, которые посетили и отдалённые районы республики. Комитет СФ впервые апробировал практику выездного заседания и на месте ознакомился с объектами, которые должны были быть включены в проект постановления. Итоговое постановление является результатом общей плодотворной деятельности Совета Федерации и руководства Республики Саха (Якутия).
Постановление, включающее в том числе и строительство моста через Лену, развитие транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры экономики республики, послужит одним из документов, который будет реально способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Якутии, а значит, повышению качества жизни ее жителей.
Каждый созыв Верховного Совета и нового Парламента вносит свою лепту, свой вклад в дело государственности нашей республики.
***
Пресс-служба Ил Тумэна
Оставить комментарий